Правоохранительные органы, наверное, всерьез взялись за врачей-мздоимцев. С начала года прокатилась серия уголовных дел в отношении врачей: от педагогов, готовящих будущих медиков, до руководителей медучреждений. Что вынуждает врачей брать взятки и почему молчит Минздрав?
В ТЕЧЕНИЕ нескольких месяцев в СМИ появляются все новые и новые сообщения о задержании людей, связанных с медициной, за получение взяток. На прошлой неделе Агентство по госфинконтролю и борьбе с коррупцией задержало по подозрению во взяточничестве заведующего реанимационным отделением Национального медицинского центра (Караболо) Ильхома Носирова, лечащего врача покойного гитариста группы «Парем» Хакимджона Хазраткулова.
Как сообщается на сайте Агентства, Ильхом Носиров по предварительному сговору со своими подчинёнными в течение 43 дней получил у отца больного, Муродкула Хазраткулова, денежные средства в виде взятки в размере 10 тысяч 470 сомони.
После того как пациент Хаким Хазраткулов скончался в реанимационном отделении, во время нахождения его в котором Муродкул Хазраткулов израсходовал 104 тысячи сомони, пенсионер М. Хазраткулов обратился к заведующему отделением реанимации Ильхому Носирову с просьбой вернуть часть денег, взятых в виде вознаграждения за эффективное лечение. В этот момент Носиров был задержан работниками антикоррупционного ведомства. В отношении него возбуждено уголовное дело по ст.319 (Получение взятки в особо крупном размере) УК РТ и применена мера пресечения - взятие под стражу. В настоящее время продолжается предварительное следствие.
Или недавняя нашумевшая история жительницы Вахшского района Рухшоны Икромовой, которой врачи местного ЦРБ сделали кесарево сечение, оставив после операции в брюшной полости роженицы ватный тампон. Свидетельство небрежного или недобросовестного отношения врачей к своим обязанностям. А таких историй очень много…
За комментариями мы обратились непосредственно в Минздрав страны.
В Минздраве все спокойно!
В ПРЕСС-СЛУЖБЕ Минздрава на наш запрос о проблемах коррупции представили только статданные о том, что за шесть месяцев текущего года от граждан поступило 774 заявления. В основном они якобы об оказании медицинской помощи, содействии лечению за рубежом, благодарности и прочее. Но ни слова о проблемах коррупции, низком качестве оказания услуг, нехватке врачей в сельской местности и прочем. Относительно коррупционных действий врачей, в том числе и Ильхома Носирова, в Минздраве по непонятным причинам от комментариев отказались.
Между тем случаи преступлений среди людей в белых халатах происходят довольно часто. О них мы ранее говорили в своих публикациях.
После нескольких прошлогодних публикаций редакцию завалили письмами-ответами на критику журналистов. Доходя до абсурда, утверждали о необходимости обязательного знания врачами гимна, творчества поэтов и писателей, преподносили работу таджикских врачей за границей как завоевание медицинской отрасли страны.
Может, в Минздраве не знают, что и там некоторые таджикские врачи не отстают от своих местных коллег в предоставлении платных «услуг». Так, по сообщению российских СМИ, со ссылкой на источник в прокуратуре, 69-летняя гражданка Таджикистана Турсуной Маматкулова, работающая врачом, диагностировала у пациента ОРВИ, выписала «больничный» за тысячу рублей, оговорив, что его продление тоже стоит тысячу рублей. Врача задержали сотрудники полиции. Суд признал ее виновной и приговорил к штрафу в 75 тыс. рублей.
Чиновникам, наверное, неудобно вспоминать о продаже гуманитарных лекарств. Как случай, когда врач Согдийского областного онкологического диспансера Рустам Абдуллоев был задержан во время продажи лекарств, переданных в виде гуманитарной помощи для лечения онкологических больных, за 2 тыс. 400 сомони.
Врачи-мздоимцы довольно изобретательны. Так, в Худжанде сотрудниками антикоррупционного агентства был задержан врач центральной городской больницы города Худжанда непосредственно во время получения денежной суммы в размере $300 у местного жителя взамен на предоставление справки о негодности последнего к несению военной службы в армии.
Почти одновременно были задержаны с поличным замдиректора медицинского колледжа города Канибадама и врач Аштской горбольницы. Оба требовали у своих земляков оплату, обещая содействие в поступлении их родных в учебное заведение.
Или случай с задержанием помощника проректора Таджикского медуниверситета, затребовавшего с абитуриента за посредничество в поступлении $8 тыс. А сейчас неофициальная ставка посредников за содействие в поступлении абитуриента, по признанию самого ректора Медуниверситета в интервью радио «Озоди», зашкаливает за $ 25 тыс.
Почему все эти сообщения Минздрав молча игнорирует? А может, проблема в самой системе медицины, загнанной ее руководителями в тупик?
Система трещит по швам?
ПО СЛОВАМ врача одной из столичных клиник, назвавшегося Зоиршо, врачи идут на этот крайний шаг только ради выживания. Руководство требует от них прохождения курсов усовершенствования только ради получения сертификата, без которого невозможно пройти аттестацию, получить категорию. Но получить его без дополнительных расходов невозможно.
- Явно во всем этом то, что врачи не видят перед собой перспектив профессионального роста, благосостояния и постепенно теряют интерес к своей работе. И если появляется возможность получить дополнительный доход, пусть даже нарушив закон, становится трудно устоять перед искушением. Врачи поставлены жизнью именно в такие условия, что, не нарушив закона, не получив вознаграждения, невозможно достойно существовать, получая зарплату в среднем 350 сомони. Но общественный резонанс и огласку получают только мелкие частные случаи. Вы думаете, на высшем уровне этого нет? - вопрошает Зоиршо.
Изощренные схемы?!
О КОРРУПЦИИ в той или иной сфере открыто говоритьне согласился никто. Практически все наши эксперты просили не называть их имен, во избежание как минимум увольнения.
По словам одного из них, коррупция встречается во всей медицине, от сельской медсестры до высших чинов.
- Приведу несколько примеров. Самое распространённое - это прописанные ненужные, второстепенные лекарства, биоактивные добавки, которые не лечат,но от которых сам врач получает определенные проценты, бонусы. Это продукция таких компаний, работающих в Таджикистане, как «Гедеон Рихтер», «Вегафарм», «МХ Интернешнл», «Тянь Ши», «Сибирское здоровье» и прочие. Другая наиболее распространённая форма – это бумажная работа: справки, больничные листы, документы о непригодности к службе в армии, об инвалидности и другое.
Эксперт утверждает, что конек медицины основного звена– это лечение не без «вознаграждения» и навязывание «необходимо-обязательного» хирургического вмешательства и прочее.
- Неплохо зарабатывают и медики повыше– на расходовании благотворительных взносов. Деньги уходят не по назначению. Но есть и более изощренные схемы. Не секрет, что попадаются и более «крупные рыбы». Сотрудниками правоохранительных органов в момент получения взятки был задержан директор Государственного учреждения «Онкологический научный центр», главный онколог Таджикистана профессор Дильшод Зикиряходжаев, который получил взятку в размере 10 тыс. сомони за положительное решение вопроса о приобретении медицинского оборудования для онкологического центра от определенных поставщиков оборудования. Таких примеров много, - говорит он.
Как правило, по словам врача, приобретается товар в несколько раз более дорогой, чем его аналог, присутствующий на рынке, или вообще не очень-то и нужный.
-Такие примеры можно найти во многих самостоятельных институтах, такие примеры в Центре крови как-то приводил в своем интервью профессор Б.Баховаддинов, - сетует собеседник.
Все наши эксперты-медики солидарны в том, что в большей части рядовые врачи вынуждены пойти на этот шаг ради выживания. Но есть и немало случаев с перегибами, когда аппетиты врачей разрастаются. Но как бы то ни было, первопричина всего - в загнивающей системе здравоохранения, где без мзды невозможно ступить и шагу.
Мнение юриста
ПРАВОЗАЩИТНИК, директор Независимого центра защиты прав человека Сергей Романов считает, что согласно ст.38 Конституции РТ каждый имеет право на охрану здоровья, в рамках, определенных законом, может пользоваться бесплатной медицинской помощью в государственных учреждениях здравоохранения.
- Другие формы оказания медицинской помощи определяются законом. Если бесплатная помощь установлена законодательством, то и гражданин имеет право требовать информацию в медицинских учреждениях об отнесении оказываемых услуг к платным или бесплатным. Данная информация должна в обязательном порядке предоставляться со стороны медицинских учреждений, - говорит юрист.
По словам С. Романова, законодательство страны предусматривает работу программ государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медико-санитарной помощью, поэтому необходимо также пользоваться и этим.
- Что касается благотворительных взносов, то Закон «О благотворительной деятельности» указывает порядок регистрации пожертвований и взносов, и они не могут быть использованы на личные нужды медицинских работников. Более того, предусмотрен государственный контроль за расходованием пожертвований. В части перечня медицинских услуг, которые являются платными, они должны быть доступны для граждан в медицинских учреждениях.
Вместо резюме
НЕСОМНЕННО, прискорбно, что часть врачей покидает страну в поисках лучшей доли, а другая вынуждена брать взятки от пациентов, чтобы как-то прожить в надежде на лучшее от государства, которое на словах говорит о наследии Авиценны, указывая на качественную медицинскую помощь населению. А на деле?..
По мнению экспертов, для искоренения коррупции в системе необходимо, во-первых, стандартизировать лечение, повысить зарплату медперсоналу, ввести обязательные кассовые аппараты и периодически отчитываться в налоговых органах, создать независимый контролирующий орган, вывести из подчинения Минздрава службы по фармацевтической и медицинской деятельности, а также санэпидслужбу, которая независимо вела бы жёсткий контроль в своем направлении.
В ближайшее время мы надеемся все же получить от Минздрава комментарии по поводу коррупционных преступлений в их среде. А также намерены поведать нашим читателям о ходе реализации программы государственных гарантий по обеспечению населения медико-санитарной помощью в пилотных районах РТ на 2012–2013 годы, утвержденной постановлением правительства еще в декабре 2011 года.