С начала этого года в российских СМИ не раз появлялись сообщения о том, что в таджикском поезде обнаружена очередная партия наркотиков. В апреле – мае отдельные российские чиновники даже предложили закрыть железнодорожное сообщение с Таджикистаном.
Естественно, подобного рода сообщения и заявления отрицательно сказываются на репутации страны.
В связи с этим мы обратились в Агентство по контролю за наркотиками при президенте РТ, чтобы узнать, почему нам не удается улучшить имидж страны.
- Российские СМИ сообщили о том, что 5 мая на станции Аксарайск было изъято 80 кг героина. Что вам известно об этом случае?»
- Действительно, факт изъятия 80 кг героина со стороны сотрудников МВД РФ был зафиксирован на станции Аксарайск РФ, но не 5 мая, а 15 мая текущего года.
В целях пресечения и недопущения повторных случаев 16 мая 2013 года в Агентстве по контролю за наркотиками при президенте РТ состоялось заседание республиканского штаба операции «Кукнор-2013» с участием членов республиканского штаба «Кукнор-2013», транспортной прокуратуры РТ, начальника УМВД на транспорте, начальника управления ГКНБ РТ, начальника управления пограничных войск ГКНБ РТ, первого заместителя начальника ГУП «Таджикская железная дорога», а также руководителей ведущих управлений и отделов АКН.
На заседании были рассмотрены вопросы усиления контроля за передвижением поездов, которые курсируют из Таджикистана в страны Центральной Азии и Российскую Федерацию. С целью предотвращения контрабанды наркотических средств в поездах был утвержден план предупредительно-профилактических мероприятий.
Участники совещания приняли решение регулярно проводить профилактические и разъяснительные мероприятия с сотрудниками ТЖД, укрепить взаимодействие с правоохранительными органами и силовыми структурами государств Центральной Азии и РФ и усилить контроль за движением таджикских поездов в другие страны, а также провести в августе следующее заседание штаба, на котором рассмотреть ход выполнения намеченных мероприятий.
В этих целях сотрудниками АКН была проведена встреча с работниками ремонтно-эксплуатационного подразделения, а также с бригадирами и проводниками ТЖД.
- Такие сообщения стали частыми в российских СМИ. Например, до этого сообщалось, что в таджикском поезде на той же станции в январе этого года было изъято 27 кг. «Российская газета» со ссылкой на источники в Госнаркоконтроле пишет, что «практически с каждого рейса поезда №319 сообщением «Душанбе – Москва» наркополицейские и сотрудники других правоохранительных органов собирают богатый «урожай» наркотиков». Насколько оправданны эти обвинения?
- К сожалению, действительно, в пассажирских поездах ТЖД имели место случаи контрабандного провоза наркотиков. По данным информационно-аналитического отдела АКН, за 6 месяцев 2013 года зарегистрировано три факта изъятия наркотиков на территории России в поездах, следовавших из Таджикистана.
- Каким образом наркотики попадают в таджикские поезда? В чем сложность осуществления контроля за этим потоком?
- Прежде всего хотелось бы отметить, что в поездах контрабандисты в основном используют методы сокрытия наркотиков в местах общего пользования, с целью затруднения обнаружения наркотиков и изобличения лиц в случае обнаружения контрабанды.
Контрабандный провоз наркотиков в поездах невозможен без предварительной подготовки, изучения обстановки, создания ряда «благоприятных» условий, способствующих достижению преступной цели и цели самосохранения. Анализ типичных действий при контрабанде наркотиков показывает, что содержание способа данного вида преступлений представляет собой комплекс подготовительных, исполнительских и маскировочных действий с использованием соответствующих средств.
В основном наркотики попадают в поезда на пути следования, на станциях, в ремонтно-эксплуатационных пунктах, также есть вероятность, что наркотики проносятся в составы пассажирами.
- На каком направлении таджикско-афганской границы в основном проходит трафик афганских наркотиков? Какие сложности возникают при контроле границы?
- Если сравнить граничащие с Афганистаном страны, через территории которых проходит так называемый «Северный маршрут», то таджикско-афганская граница является самой протяженной - 1344 км и имеет сложный горный рельеф.
Из трех областей республики Хатлонская область и ГБАО имеют общую границу с афганскими провинциями Бадахшан, Тахар, Кундуз и Балх.
Соотношение удельного веса наркотиков, изъятых на различных участках госграницы Таджикистана, показывает, что основными направлениями контрабанды наркотиков через таджикско-афганскую границу продолжают оставаться Шуроабад, Хамадони, Фархор, Ишкашим и Рушан. В 2012 году только на территории Хатлонской области было изъято более 73% от общего объема наркотиков, изъятых в республике.
- По некоторым данным 35 гектаров Шуроабадского района практически находятся под контролем афганских наркодельцов. Они свободно пересекают границу и бесчинствуют в приграничных поселках, в частности, берут жителей района в заложники. Эта территория якобы совсем не контролируется таджикской стороной. Что вам известно об этом?
- Такой информацией мы не располагаем.
- Однажды ваши сотрудники сообщили, что иногда наркотики, которые в России изымаются в таджикских поездах, закладываются туда на территории соседнего Узбекистана. Сколько таких фактов у вас зафиксировано? Предпринимаете ли вы какие-то меры по пресечению таких попыток, так как в конечном итоге это ложится пятном на нашу республику?
- По фактам обнаружения и изъятия наркотических веществ в подвижных составах грузовых вагонов на территории Узбекистана мы неоднократно обращались в их компетентные органы с просьбой о предоставлении нам более подробной информации для организации совместной работы. Но, к сожалению, пока никакой информации к нам не поступало.
Операция «Кукнор» или «Ку-ку»?
Свои вопросы «АП» направила в АКН еще в мае, после того как появилось очередное сообщение о том, что на станции Аксарайск в таджикском поезде было изъято 80 кг героина. Но ответы по неизвестным нам причинам мы получили лишь на прошлой неделе. Более того, они не просто не удовлетворяют, но и наталкивают на дополнительные вопросы.
Например, мы так и не получили ответ на вопрос, что известно об изъятии 80 кг героина, кроме того что была изъята такая партия наркотиков. Кто стоит за этим? Каким образом наркотики попали в поезд? Как вышло, что работники компетентных органов, в том числе АКН, «проглядели» эту партию?
Тем более, когда известно, что в основном «наркотики попадают в поезда на пути следования, на станциях, в РЭП (ремонтно-эксплуатационный пункт)», то почему до сих пор не остаются неизвестными «методы сокрытия наркотиков»?
Из публикаций российских СМИ известно, что за провоз наркотиков в основном привлекаются проводники поездов. Если так, то могли ли они это проделывать самостоятельно, не заручившись чьей-то поддержкой? Если да, то что это за «хозяйство» без хозяина, который позволяет дискредитировать свое имя? Да и не только свое, но и всей нации и страны.
Странным выглядит и то, что в АКН ничего не слышали о ситуацию в Шуроабаде, хотя СМИ неоднократно писали о случаях, когда в этом районе граждане Афганистана останавливали машины, грабили пассажиров и похищали людей. В сообщениях СМИ не раз отмечалось, что чаще всего похищают людей за наркодолги...
В целом, мы хотим еще раз привлечь внимание к проблеме наркотрафика, чтобы за нас это не делали СМИ и чиновники других стран, причем в той унизительной форме, когда мы, испытывая чувство стыда, ничего не можем ответить…