Принятые на прошлой неделе нижней палатой парламента Таджикистана по предложению правительства страны поправки к законам о лишении неприкосновенности депутатов областных, городских и районных маджлисов вызывают двоякое чувство, заявил в интервью «АП» лидер Компартии Таджикистана, депутат Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли республики Шоди Шабдолов.
Он отметил, что, как депутат высшего законодательного органа республики, он с самого начала выступал против принятия таких поправок.
«Я исходил из того, что если депутат любого ранга совершил преступление, соответствующим органам необходимо маджлису, который представляет народный избранник, предоставить информацию о его преступлении и после этого он может лишиться депутатского иммунитета», - говорит Шабдолов.
По его словам, в сентябре 1991 года, когда под нажимом участников незаконных митингов в столице, тогдашний мэр Душанбе Максуд Икромов принял незаконное решение о сносе памятника вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину, некоторые высокопоставленные чиновники потребовали немедленного взятия Икромова под стражу.
«Тогда я им напомнил, что Икромов является депутатом Верховного Совета Таджикистана и обладает депутатским иммунитетом, и взятие его под стражу без лишения депутатской неприкосновенности является грубым нарушением закона», - подчеркнул Шабдолов.
Далее он отметил, что в ходе обсуждения поправок об отмене депутатской неприкосновенности в нижней палате парламента страны на его вопрос Генпрокурор Таджикистана Шерхон Салимзода ответил, что в последние годы в стране зафиксированы свыше десяти случаев, когда местные маджлисы народных депутатов не давали согласие на привлечение своих отдельных коллег за совершение того или иного преступления к уголовной ответственности.
«Ярким примером данного явления Генпрокурор назвал историю взятия под стражу депутата Согдийского областного маджлиса Низомхона Джураева, на арест которого было взято согласие депутатов с третьей попытки», - отметил Шабдолов.
Он подчеркнул, что после предоставления таких доводов он поддержал законопроект об отмене депутатской неприкосновенности.
«Но я опасаюсь того, что после принятия вышеназванных поправок, депутаты любого уровня в стране попадут под прямой прессинг властей за критику, несогласие с принятыми решениями», - подчеркнул лидер Компартии.
Он заключил, что вышеназванные поправки отменяют только депутатский иммунитет, а депутатский мандат останется за любым народным избранником, пока его не признает виновным в совершении того или иного преступления суд.
Напомним, 13 июня на заседании нижней палаты таджикского парламента депутаты четвертого созыва единогласно и без обсуждения поддержали предложенные правительством поправки к законодательству страны.
Одним из последних в Таджикистане до принятия соответствующих поправок, 20 мая, был лишен депутатской неприкосновенности депутат душанбинского гормаджлиса Зайд Саидов.