Бывший сотрудник Центра превентивной дипломатии в Центральной Азии, международный эксперт Волкер Джейкоби упрекнул Запад за пассивную позицию в решение споров в Центральной Азии, в частности между Таджикистаном и Узбекистаном.
Выступая в университете Джорджа Вашингтона. Джейкоби отметил, что мировое сообщество могло бы содействовать в решение споров, возникших между двумя Центрально-Азиатскими государствами – Таджикистаном и Узбекистаном.
Эксперт назвал «звеном одной цепи» проблемы между двумя соседними государствами по Рогунскому проекту, Фархадской плотины, приграничных вопросов, экологического воздействия Таджикского алюминиевого завода, разговоры о Бухаре и Самарканде.
«Было бы ошибкой рассматривать каждую из этих проблем по отдельности, так, как они превратились в общую проблему, которую нужно решать», - сказал Джейкоби.
По его мнению, согласие Всемирного банка провести экспертизу Рогунского проекта, несколько «охладило» Ташкент в отношении ВБ, и Джейкоби уверен, что Узбекистан не примет результаты экспертизы проекта, если они будут положительными.
«Узбекистан боится, в ограничении поступления воды при заполнении Рогунского водохранилища, тогда, как река Вахш – это всего 35% объема воды реки Амударья, которая течет в Узбекистан. Если узбекская сторона займется ремонтом своих водохранилищ, то сможет сохранить до 60% воды. Такие же проблемы есть и у Таджикистана», - подчеркнул эксперт.
Джейкоби считает, что возникшие проблемы нужно решать за столом переговоров, которые еще не начаты, и вряд ли возможны, «пока у власти находятся Ислам Каримов и Эмомали Рахмон».
«Я читал в СМИ, кто-то назвал сложившиеся отношения между Таджикистаном и Узбекистаном «необъявленной холодной войной». Хотя я лично не поддерживаю данное выражение, но развитие ситуации говорит об ином», - заявил Джейкоби.
Он уверен, что Запад может предотвратить последствия, которые могут быть, если проблема не будет решена. «Я несколько смущен пассивной позицией ООН по отношению к этим двум государствам», - подчеркнул он.
Волкер Джейкобсон выступил в поддержку Программы США «Новый Шелковый путь», - и в то же время отметил, что «успешное внедрение данной Программы остается под вопросом, пока не будут решены споры между Таджикистаном и Узбекистаном».