21.11 14:10
Привет, гость
 

Эмомали Рахмон: под грузом президентских полномочий

29.03.2013, 11:13
На днях парламент Грузии разграничил полномочия своего президента. Вспомнились высказывания таджикских экспертов, которые говорят, что и на нашего президента возложено слишком много обязательств. По сути, в правительстве делает и отвечает за все он, в то время как члены правительства и госструктуры обязанностями не отягощены.

Глава Таджикского юридического консорциума Рахматилло Зойиров отмечает, что это является последствием противоречий, отраженных в Конституции страны, и видит основание для разграничения этих полномочий.

- Согласно ст. 64 Конституции страны президент РТ является главой государства и исполнительной власти (правительства). Однако обе эти, и даже три должностные обязанности, включая понятие «глава правительства», не могут быть включены в статус президента Республики Таджикистан. Следует отметить, что специальных полномочий у главы правительства нет, и ни в конституционном праве, ни в законодательстве они не прописаны. Поэтому президент выполняет две основные функции – главы государства и главы исполнительной власти.

Чем они отличаются друг от друга?

Глава государства является высшим юрисдикционным должностным лицом, которое не входит в систему разделения властей, то есть в исполнительную, законодательную или судебную, в то время как глава исполнительной власти в эту систему входит.

Функции главы государства намного шире, чем у главы исполнительной власти. Основными этими функциями является то, что он определяет внутреннюю и внешнюю политику, его функции носят представительский характер и связаны с реформированием государства, но они никак не связаны с исполнительными или распорядительными полномочиями.

Функции главы исполнительной власти, напротив, никак не могут быть связаны с вышеуказанными полномочиями, они не должны иметь представительский характер, и он не может заниматься вопросами реформы государственных органов, учреждением госорганов и т.д., а должен заниматься только исполнительными, распорядительными полномочиями.

Однако у президента Таджикистан все эти функции смешались, что приводит к достаточно тяжким, в первую очередь в юридическом смысле, последствиям, несогласованию и противоречиям.

Нужно ли разграничивать?

НЕОБХОДИМОСТЬ в разграничении этих полномочий есть, и это разграничение должно происходить в соответствии с основными принципами правового государства. Что это за принципы?

В нашем случае первым принципом является ст. 6 Конституции страны, которая гласит, что народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти.

Вторым - ст. 9 Конституции РТ, предусматривающая разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Важность этих властей заключается в том, что они должны быть связаны между собой понятием теории сдержек и противовесов и уравновешивать друг друга.

Третий принцип предусмотрен ст. 10 главного закона страны, гласящей, что законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

И четвертый и, наверное, самый главный принцип заключается в ст. 5, которая говорит, что права человека - это высшая ценность, и ст. 14, которая предусматривает, что права и свободы человека осуществляются непосредственно, и они определяют цели, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и местной властей, органов местного самоуправления и обеспечиваются судебной властью. В других рамках ветви власти действовать не могут.

Какие полномочия должны быть разграничены?

СТАТЬЯ 64 Конституции гласит, что «президент является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальной независимости, единства и территориальной целостности, преемственности и долговечности государства, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, соблюдения международных договоров Таджикистана».

Эти полномочия предоставлены президенту как главе государства, и в принципе это правильно, однако в сопоставлении со ст. 69 Конституции, в которой полномочия президента приведены более конкретно и шире, можно увидеть много противоречий между этими двумя статьями.

Во-первых, ст. 69 Конституции обозначена как «Полномочия президента», хотя уместнее было бы обозначить ее как «Компетенция президента», так это имеет более широкую смысловую нагрузку. Первые два пункта полномочий президента, которые говорят, что он «определяет основные направления внутренней и внешней политики республики» и «образовывает и упраздняет министерства и государственные комитеты», считаются верными и соответствуют должности президента как главы государства.

Но вот в следующих пунктах, например в 4 пункте, уже идет смешение функций главы государства и главы исполнительной власти: «Назначает и освобождает премьер-министра и других членов правительства; представляет указы о назначении и освобождении премьер-министра и других членов правительства на утверждение совместных заседаний Маджлиси милли Маджлиси намояндагон; назначает и освобождает представителей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов, представляет их на утверждение соответствующих Маджлисов народных депутатов».

Назначение и освобождение премьер-министра, который в действительности и должен возглавлять исполнительную власть, это на самом деле прерогатива главы государства, так же как и создание структуры госуправления, реформы, связанные с государственным управлением, и т.д. Но вот назначение и освобождение других членов правительства уже входит в функции премьер-министра, как главы исполнительной власти.

Почему глава государства не может быть главой исполнительной власти? Потому что глава правительства находится вне системы разделения властей, он находится над ними и контролирует их. Поэтому когда все акты подписываются правительством в лице премьер-министра, у президента есть возможность контролировать это правительство. Но когда правительственные акты подписывает сам президент, он не только лишает себя права контроля, но и берет лично на себя полную ответственность за это правительство...

Что касается вопроса назначения председателей областей, городов и районов, то здесь все очень запутано. Здесь уже идут полномочия, которые не входят ни в понятие главы государства, ни в понятие главы исполнительной власти. Можно сказать, что здесь уже идет необоснованный таджикский вариант придумывания полномочий, которые подчиняют всю местную власть исполнительной власти.

Судите сами. На должность председателя района, города, области назначается лицо, которое является депутатом местного маджлиса. Это обязательное требование. Но, назначив нового руководителя, его необходимо ввести в депутатский состав, проведя выборы. Для этого «сдвигается» предыдущий председатель. Потом маджлис народных депутатов избирает нового председателя, который до этого имеет статус исполняющего обязанности председателя. Конечно, согласно Конституции депутаты могут отклонить кандидатуру, представленную президентом, но такого в нашей практике практически не было.

Такой механизм означает, что указ главы исполнительной власти по уровню выше власти народа, которая выбирает депутатов. Кстати, председатели местных меджлисов тоже назначаются президентом, и депутаты не могут сами себе выбрать его.

В целом этот принцип разрушает понятие «местные власти», потому что местная власть не должна быть производной и зависимой от исполнительной. Мы таким образом создали такой анахронизм и симбиоз, которым аннулировали всякую инициативу и самостоятельность местной власти.

Другой момент, который также сильно усложняет понятие «разделение властей» в Таджикистане, можно увидеть в пункте 6 статьи о полномочиях президента, который гласит, что президент «отменяет или приостанавливает действие актов органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции и законам».

Здесь возникает вопрос: каким образом президент будет отменять действия актов правительства, которые он сам же подписывает?

Или же немаловажный момент, когда в полномочия президента входит «представлять Маджлиси милли кандидатуру на избрание и отзыв председателя, заместителей председателя и судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего экономического суда». Эти нормы не только выходят за рамки понятия главы государства и главы исполнительной власти, но это уже полнейшее вмешательство и разрушение принципа разделения власти. То есть сам по себе ни Конституционный суд, ни Высший экономический суд, ни суды общей юрисдикции с точки зрения понятия разделения властей не могут быть подведомственными не то что главе исполнительной власти, но и главе государства.

У нас получается, что все судебные инстанции до областного уровня представляются Советом юстиции - органом исполнительной власти, который подчиняется президенту, но не как главе государства, а как главе исполнительной власти, и он, как глава исполнительной власти, утверждает их.

То есть вся судебная система поставлена в зависимость от исполнительной власти, а суды высшей юрисдикции, высших органов - от главы государства.

В России, модель Конституции которой мы скопировали (в свою очередь, РФ позаимствовала ее у Франции) с внесением некоторых своих дополнений, 1/3 состава Конституционного суда составляется по представлению президента, 2/3 – соответствующих комитетов парламента.

Наш подход делает теорию разделения властей нереализуемой и недействующей. Так как эти суды в свою очередь могут контролировать деятельность правительства, президента, путем обжалования их актов, по обращению нижестоящих органов исполнительной власти, потому что единственным органом, который будет проверять правомерность актов, является судебный орган. Таким образом, обеспечивается принцип сдерживания, противовесов и уравновешивания властей, соблюдается баланс между властями, а для этого каждой из них нужна самостоятельность. Механизмом обеспечения этой самостоятельности может быть только судебная власть, но она сама сейчас зависима…

Другой момент. Касательно полномочий президента как главы правительства. Глава правительства и глава исполнительной власти не может быть председателем правительства. Председателем правительства может быть только то лицо, которое входит в состав правительства. В ст. 73 Конституции говорится: «Правительство республики состоит из премьер-министра, его первого заместителя и заместителей, министров, председателей государственных комитетов». То есть президент не входит в состав правительства, соответственно, не может быть председателем правительства. Но это не значит, что президент не может вмешиваться в деятельность правительства. Президент может возглавлять правительство на заседаниях, давать указания, поручения премьеру, министрам, но президент не уполномочен подписывать от имени правительства ни один акт…

В целом в Конституции очень много противоречий, и есть необходимость проведения реформы, в особенности в части полномочий властей. Целесообразным было бы провести ее в день выборов, в целях экономии средств и других ресурсов…

Материалы по теме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Эмомали Рахмон: под грузом президентских полномочий

Эмомали Рахмон: под грузом президентских полномочий
21.11.2024


Ноябрь 2024 (5)
Октябрь 2024 (6)
Сентябрь 2024 (1)
Август 2024 (1)
Июль 2024 (1)
Июнь 2024 (4)
ГБАО, ДТП, Душанбе, Культура, Куляб, МВД, МВД Таджикистана, Мегафон, Навруз, Президент, Рахмон, Рогун, Россия, США, Согд, Таджикистан, Узбекистан, Хорог, Худжанд, Эмомали Рахмон, авто, бензин, бизнес, выставка, дети, конкурс, мигранты, миграция, налоги, отдых, политика, праздник, пытки, сотрудничество, спорт, суд, туризм, фестиваль, футбол, экономика

Показать все теги


© 2011-2023 «Независимое мнение». Таджикский агрегатор новостей. Все новости Таджикистана на одном сайте.
Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.

Экспорт новостей Наши новости в Twitter Мы ВКонтакте Страница на Facebook

Ключевые слова: новости Таджикистана, Таджикистан новости сегодня, Таджикистан новости 2012, последние новости Таджикистана, новости дня Таджикистана, новости, Таджикистан сегодня, независимое мнение, экономика Таджикистана, политика Таджикистана, общество Таджикистана, депутаты, журналисты, СМИ