На очередном заседании нижней палаты Таджикского парламента был одобрен новый закон «О периодической печати и других СМИ». Как заявляют авторы закона, он отвечает требования международного стандарта.
Впредь в Таджикистане все СМИ будут зарегистрированы как юридическое лицо, а госорганы на запросы журналистов должны отвечать в течение трех дней, а не месяца, как было в прежнем варианте закона.
Олимджон Салимзода, председатель Комитета по международному сотрудничеству, связям с общественностью и информации нижней палаты Таджикского парлмента является одним из авторов данного закона. Поясняя детали нового закона перед своими коллегами-депутатами, он подчеркнул, что работа над законопроектом продолжалась два года и 18 раз созывались заседания по обсуждению закона с участием политических партий, журналистов и представителей власти. Салимзода считает этот закон совершенным, так, как на его взгляд, он затрагивает самые детальные вопросы, касающиеся деятельности СМИ и журналистов Таджикистана и будет содействовать развитию свободы слова и свободы волеизъявления в обществе.
- Одним недостатком прежнего закона было то, что в нем не были отрегулированы условия получения информации журналистами, которые обращались за получением информации к госструктурам. Отныне, по новому закону, сотрудники власти должны будут за не менее чем три дня ответить на запрос журналистов, в ином случае, им надо будет обязательно объяснить, с чем связаны задержки. Эти нормы соответствуют международным стандартам, - заявил Салимзода.
По словам Салимзода, новый закон ставит точку и в другом спорном моменте, касающемся методов регистрации СМИ. Отныне газеты и другие печатные издания, независимо от форм собственности, должны будут зарегистрированы в качестве юридического лица. Однако с этим вопросом не согласны представители медиа-организаций. По мнению представителей прессы, в таком случае придется регистрировать в отдельном порядке учредителя и само издание.
Нуриддин Каршибаев, руководитель НАНСМИТ рассказал, что по новому закону каждой общественной или политической организации, зарегистрированной в качестве юридического лица с правом публикации своей газеты, придется вновь проходить регистрацию издания, что является лишь искусственным барьером в деле реализации демократических норм.
Каршибаев уверен, что новый закон все же не предотвратит «волокиту, связанную с регистрацией СМИ. Мы много раз просили их обозначить в законе то, что при регистрации какого-либо юридического лица, издание, публикуемое этой организацией, могло бы иметь автоматическое право на существование в качестве полноценного юридического лица. Однако теперь придется регистрировать любое печатное издание», говорит он.
Вместе с тем, по мнению представителей власти, в новом законе о СМИ больше плюсов, нежели минусов. Мирзошохрух Асрори, министр культуры Таджикистана, подчеркнул, что в новом законе изменились пункты, касательно критики в адрес сотрудников власти.
- К примеру, из шестой статьи закона была убрана фраза, которая запрещала публикацию информации, которая могла бы затронуть честь и достоинство государства и президента. Вместо нее, - по словам Асрори, - была включена фраза, запрещающая публикацию информации, которая может навредить территориальной целостности и независимости Таджикистана.
По сообщению министра культуры Таджикистана, по новому закону государство имеет право участвовать в финансировании или оказании финансовой помощи СМИ. Такого разрешения прежний закон не давал.
В Таджикистане на сегодняшний день действуют 330 газет, из которых 125 являются правительственными или ведомственными, остальные имеют общественный характер.
Впервые закон о СМИ в Таджикистане был принят 14 марта 1992 года и с тех пор три раза претерпел изменения и дополнения в 1996, 1999 и 2000 гг. Новый закон примет силу лишь после опубликования в официальных газетах.
Абдукаюм Каюмзод, радио Озоди