Комитет «Имдод» имама Хумайни, ведущая благотворительная организация в Иране, в течение 5 лет не имеет права осуществлять свою деятельность в Таджикистане.
Хаким Мирсаидзода, первый заместитель министра юстиции, сказал 26 июля на пресс-конференции, что об этом есть соответствующее решение суда.
После встречи с журналистами он сказал Радио Озоди, что деятельность «Имдода» может быть возобновлена, если организация вновь подаст документы в Минюст после устранения имеющихся недостатков в уставе и названии организации.
Власти Таджикистана объявили летом прошлого года, что деятельность Комитета «Имдод» имама Хумайни приостановлена в связи с несоблюдением законов Таджикистана.
Ранее посол Ирана в Таджикистане заявлял, что деятельность Комитета «Имдод» в РТ приостановлена по его указанию, а не по требованию таджикских властей. Иранские СМИ, в частности, издание «Tehran Times» со ссылкой на иранского посла в Таджикистане Худжатуллох Фагони сообщило, что деятельность Комитета приостановлена по инициативе самого посла. «Я лично дал указание, чтобы до решения вопросов, вызывающих сомнения в деятельности «Имдода», воздержаться от продолжения деятельности», - сказал тогда дипломат.
Комитет «Имдод» имама Хумайни является благотворительной и культурной организацией Ирана, на территории Таджикистана действует с 1996 года.
Сотрудники данного комитета ранее сообщали, что за время своей деятельности в разных регионах Таджикистана при содействии «Имдод» созданы 10 учебных заведений по обучению народным ремеслам для женщин, а также оказывается материальная поддержка детским интернатам, инвалидам и престарелым. Благотворительный комитет организовывал массовые свадебные церемонии для молодых пар из малообеспеченных семей и оказывал экстренную помощь пострадавшим от стихийных бедствий жителям Таджикистана.
За последние два года в Таджикистане приостановлена деятельность многих иранских компаний. Прохлада в отношениях между Таджикистаном и Ираном появилась после событий 2013 года, когда в Иране задержали Бабака Занджани. Говорилось, что он инвестировал в экономику Таджикистана два миллиарда долларов. Одно из обвинений, выдвинутых против приговоренного к смертной казни Занджани, было выстроено на письме, доказывающем выплату Нацбанку Таджикистана иранских денег. Однако в таджикском банке заявили, что письмо было поддельным. Несмотря на это, иранские чиновники считают, что Занджани в целях хищения денег от продажи нефти, использовал банковскую систему Таджикистана.
Деятельность признанной «террористической организацией» Партии исламского возрождения в Таджикистане была запрещена в 2015 году. Однако сразу же после попадания в «черный список» руководитель партии Мухиддин Кабири принял участие в конференции «Исламское единство» в Тегеране и побывал на приеме у лидера Исламской революции Ирана аятоллы Али Хаменеи. Министерство иностранных дел Таджикистана направило ноту протеста в посольство Ирана в Душанбе.
Через некоторое время был ограничен иранский импорт, в Таджикистане стали закрываться мелкие и крупные компании Ирана. В аэропорту Душанбе прекратили выдачу иранским гражданам виз на льготных условиях. Позднее министерство транспорта Таджикистана сообщило, что Иран частично не выполнил свое обещание выделить на безвозмездной основе миллион долларов на проект по строительству железнодорожной сети Китай-Кыргызстан – Таджикистан - Афганистан. В итоге товарооборот между двумя странами в 2015 году не достиг даже 200 миллионов долларов. Ранее Иран намеревался принять участие в строительстве библиотек, тоннеля «Истиклол» стоимостью 200 миллионов долларов, Сангтудинской ГЭС-2, других гидросооружений и дорог в Таджикистане.