В Душанбе за закрытыми дверями прошли переговоры делегаций Таджикистана и России о дальнейшей судьбе 201-й Российской военной базы.
Российскую делегацию возглавляет заместитель министра обороны Анатолий Антонов, а таджикскую сторону министр юстиции Рустам Менглиев.
По некоторым данным на обсуждение сторон предложен окончательный вариант соглашения по военной базе, подготовленный после многочисленных таджикско-российских переговоров.
В чем именно заключается позиция сторон в документе, пока остается неизвестным.
Это второй визит Антонова в Таджикистан за последние два месяца. Российский зам. главы оборонного ведомства обсуждал вопросы по военной базе с таджикскими коллегами в первой декаде августа.
По мнению таджикских экспертов визиты Анатолия Антонова связаны непосредственно с переговорами по военной базе, а точнее о сроках пребывания базы в Таджикистане.
В интервью “Авеста” генеральный секретарь Совета по СМИ Таджикистана Хилматшо Ходжаев подчеркнул: “Месяц назад Антонов уже был в Душанбе и ноткой радости сообщил, что переговоры по военной базе проходят в конструктивном ключе, но вопрос в другом, почему Россия стремится продлить срок своего военного присутствия в Таджикистане на 49 лет? Почему российскую сторону представляет замминистра Антонов, а не министр Сердюков? Разве это не игнорирование позиции Таджикистана?», - задается вопросами Ходжаев.
По его мнению, сроки пребывания Российской военной базы не должны быть продлены на 49 лет, стороны должны остановиться на 10 лет, что приемлют эксперты и гражданское общество.
Ходжаев считает, что в этих визитах есть и другие стороны. «Америка покинет Афганистан в 2014 году. Возможно Россия, потерявшая всякое влияние в Афганистане, стремится через Таджикистан и лидера страны Эмомали Рахмона вернуть утерянные позиции, в том числе и коммерческие интересы», - не исключает эксперт.
«Влияние, которое завоевывает Китай в регионе – экономическое, политическое, безусловно, тревожит Россию. Но, в любом случае, нужно признать роль России в социально-экономическом пространстве Таджикистана», - подчеркнул он.
Другой эксперт Раджаби Мирзо считает, что на том, уровне, на каком представлена Россия в переговорном процессе по военной базе, говорит о том, что российская сторона уверена, что Таджикистан готов вести переговоры на любом уровн, которую предложит она (Россия).
В свою очередь главный редактор газеты «СССР» Сайёфи Мизроб подчеркнул, что «Россия является государством, которое во все времена предавала своих стратегических партнеров, на примере Югославии - Милошевича, Ирака – Саддама Хусейна, Ливии – Каддафи.
«Сегодня, или завтра Россия обязательно «предаст» Иран и Сирию из-за экономических соображений. Всех, кто надеется на поддержку России ждет судьба Милошевича, Хусейна и Каддафи», - уверен Сайёфи Мизроб.
«Это не предупреждение президенту Рахмону, а констатация фактов. Президент должен знать с кем имеет дело. Что касается Российской военной базы с контингентом 7 тыс. военнослужащих, то само пребывание базы ставит под вопрос независимость», - подчеркнул собеседник.
«В течение 20 лет в республику не идет поток иностранных инвестиций, только по одной причине, инвесторов пугает присутствие российской дивизии. Де-факто, любая инициатива, исходящая от США, НАТО, Евросоюза принимается с учетом мнения Москвы, что в очередной раз ставит под сомнение вопрос о независимости Таджикистана», - резюмировал Сайёфи Мизроб.
Военный эксперт Хикматулло Иззатов уверен, что в ходе рабочей встречи делегаций сторон по Российской военной базе будут прорабатываться и обсуждаться юридические стороны вопроса.
«После Хорогского конфликта таджикская сторона пойдёт на определенные уступки в подписание данного соглашения, так как ход последних событий оказали существенное влияние на наши позиции”, - подчеркнул Иззатов.
“Окончательное решение по таджикско-российским переговорам будет принято в ходе визита президента Путина в Таджикистан, а окончательный вариант документа будет подписан ближе к президентским выборам в РТ”, - отметил экпсерт.
По его мнению, таким образом президент Эмомали Рахмон заручится определенной поддержкой со стороны России во время предвыборной кампании в Таджикистане.