22.11 05:35
Привет, гость
 

Марат Мамадшоев: «Надежды на демократию нет»

13.10.2015, 09:36
Известный таджикский журналист, редактор Русской службы регионального сайта «Озодагон» в Бишкеке Марат Мамадшоев о том, что означает независимость для правительства и народа Таджикистана.

- Марат, 9 сентября Таджикистан отпраздновал свой очередной День независимости. Что означает этот праздник для таджикского народа?

- В 91-м году, когда Таджикистан обрел независимость, большую часть руководства Таджикистана представляли люди из Компартии, которые были противниками независимости, как и большинство населения. Был проведен в свое время референдум, и подавляющее большинство Таджикистана высказалось за сохранение Союза. Сторонником демократии был очень маленький пласт интеллигенции – максимум 10 процентов населения. Тем не менее это была очень активная часть народа, среди них было много интеллигентов, поэтов и известных людей. В определенном плане они были локомотивом того процесса. Потом в Таджикистане случилась гражданская война, и к власти пришли те, кто был противником независимости. Это были сторонники нынешнего президента Эмомали Рахмона. В Душанбе под красными флагами въехал так называемый «Народный фронт» под руководством Сангака Сафарова. Для всех этих сторонников Рахмона слово «демократ» было ругательским, оно было эквивалентно слову «фашист». Тем не менее Рахмон получил власть, и в какой-то момент новая элита и частично старая элита, которая к нему присоединилась, – они увидели плюс независимости для себя в том, что сейчас они могут править, как хотят. Раньше над местной таджикской администрацией был контроль со стороны Москвы, который иногда был полезным, а иногда и вредным, но, тем не менее, существовал. Во времена Союза, конечно, ни о какой независимости в Таджикистане речи не могло быть. С развалом Союза они поняли независимость так, что теперь они могут делать все, что хотят. И именно так это происходит и по сей день, как и во многих других республиках, включая Узбекистан, Туркменистан, даже Казахстан и, в меньшей степени, Кыргызстан.

Люди у нас на Востоке традиционно обожают власть. На каких-то собраниях они говорят, как хорошо быть независимыми, но, если поговорить с простыми людьми, они крайне негативно относятся к независимости, многие по-прежнему надеются, что будет какой-то союз или с Россией объединятся наконец и Таджикистан станет «колонией» в составе России – эта идея очень популярна среди народа. Люди ждут и надеются, что какой-то дядя из Москвы придет и решит проблемы, потому что дядя из Душанбе, Ташкента, Бишкека или Ашхабада - эти проблемы игнорирует. Тех, кто жалуется, сажают в тюрьму «за клевету», и подобных примеров много. Вот такие печальные итоги независимости.

- Неужели все настолько плачевно?

- Я писал статью о том, что, при всех минусах этой независимости, я все-таки доволен тем, что Таджикистан стал суверенным государством, потому что в каких-то вопросах контроль намного ослаб – например, мы можем спокойно ездить по всему миру. Во времена Советского Союза из-за режима прописки не так легко было переехать из одной республики в другую. Я могу спокойно зайти в Интернет, а во времена диктата КПСС сложно было представить, чтоб людям разрешили более-менее свободный доступ к информации. Но опять же не надо преувеличивать значимость свободы, потому что мы знаем, что в Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане и Казахстане есть многочисленные примеры ущемления прав людей на информацию, свободу вероисповедания и свободу передвижения, особенно в Узбекистане и Туркменистане.

«Многие по-прежнему надеются, что будет какой-то союз или с Россией объединятся наконец и Таджикистан станет «колонией» в составе России».


Независимость дала какой-то части населения определенную свободу. Но для большинства населения, я с сожалением могу сказать, она ничего не дала и осталась пустым звуком. Во многом это «благодаря» нынешним властям, которые сделали все, чтобы эту идею дискредитировать. Получилось так, что независимость – это когда от нас ничего не зависит.

- Какой вы видите ситуацию с независимостью и развитием в странах Центральной Азии?

- Говорить о каких-либо экономических достижениях я не стал бы, потому что все страны Центральной Азии, кроме Казахстана, показали полную несостоятельность в экономическом плане. Кыргызстан в немного лучшей ситуации, чем Таджикистан, потому что у них малому и большому бизнесу живется легче и есть определенное производство. В Таджикистане и даже в Узбекистане собственное производство практически вымерло. Я не очень хорошо знаю ситуацию в Туркменистане, но они все там сидят на газе и нефти.

Население в Таджикистане сейчас очень пассивно и запугано. Даже более запугано, чем в 91–92-м годах. Тогда у народа еще была какая-то надежда, что будут выборы и будет демократия и жизнь станет лучше. Сейчас этой надежды нет.

«В Центрально-Азиатском регионе люди толпами бегут сейчас в Сирию и борются за неизвестное и непонятное государство. Это чистый протест».


Трудно говорить, как дальше будет меняться ситуация. В мире много стран, как, например, Бангладеш, которые годами живут в таком транзитном состоянии. Они обрели независимость на 40, на 70 лет раньше нас, но, тем не менее, они так же топчутся на месте. Такая ситуация может также продлиться очень долго и в нашем регионе, а может, наоборот, измениться буквально через год, через полгода, через месяц или даже неделю, потому что режима настоящей стабильности ни в одной стране региона нет.

В Центрально-Азиатском регионе люди толпами бегут сейчас в Сирию и борются за неизвестное и непонятное государство. Это чистый протест. Во-первых, из-за того, что эти правительства довели их до такой степени неграмотности, что они готовы идти в этот ИГИЛ, ничего о нем не зная. Во-вторых, как я уже сказал, это протест – им не нравится эта жизнь, и они готовы примкнуть к кому угодно, лишь бы бороться против нынешнего правительства. Единственная страна, которая добилась видимых и ощутимых экономических результатов – это Казахстан. У них есть либерализм и инвестиции, но очень много других проблем. В Кыргызстане за время независимости народу удалось получить какую-то демократическую свободу. В Узбекистане и Туркменистане это абсолютно отсутствует. В Таджикистане и Казахстане демократических свобод очень мало, можно даже сказать, их практически нет. В последнее время в плане режима они все больше приближаются к Ашхабаду и Ташкенту.
Источник: http://news.tj

обсудить

Материалы по теме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Марат Мамадшоев: «Надежды на демократию нет»

Марат Мамадшоев: «Надежды на демократию нет»
22.11.2024


Ноябрь 2024 (5)
Октябрь 2024 (6)
Сентябрь 2024 (1)
Август 2024 (1)
Июль 2024 (1)
Июнь 2024 (4)
ГБАО, ДТП, Душанбе, Китай, Культура, Куляб, МВД, МВД Таджикистана, Мегафон, Навруз, Президент, Рахмон, Рогун, Россия, США, Согд, Таджикистан, Узбекистан, Хорог, Худжанд, Эмомали Рахмон, авто, бензин, бизнес, выставка, граница, конкурс, мигранты, миграция, налоги, политика, праздник, пытки, сотрудничество, спорт, суд, туризм, фестиваль, футбол, экономика

Показать все теги


© 2011-2023 «Независимое мнение». Таджикский агрегатор новостей. Все новости Таджикистана на одном сайте.
Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.

Экспорт новостей Наши новости в Twitter Мы ВКонтакте Страница на Facebook

Ключевые слова: новости Таджикистана, Таджикистан новости сегодня, Таджикистан новости 2012, последние новости Таджикистана, новости дня Таджикистана, новости, Таджикистан сегодня, независимое мнение, экономика Таджикистана, политика Таджикистана, общество Таджикистана, депутаты, журналисты, СМИ