«Служба связи Таджикистана, выступив инициатором создания инспекционной комиссии, которая намерена заниматься отслеживанием материалов в сети Интернет, с «клеветническим» и «оскорбительным» содержанием, на мой взгляд, несколько преувеличила свои полномочия», - заявил в интервью «Авеста» политолог из Согда Равшан Касымов.
«И это при том, что буквально за несколько дней до «нововведения» службы связи, президент подписал поправки в Уголовный Кодекс Республики Таджикистан, согласно которым упразднены статьи «клевета» и «оскорбление», - констатирует собеседник.
«В стране говорят, что с одной стороны это нарушает ряд прав граждан на частную жизнь, а с другой - несет угрозу безопасности страны в целом. И те , и другие приводят стоящие аргументы в свою защиту», - уверен Касымов.
«В сети…. комментаторы допускают нецензурные слова в отношении известных в республике личностей, всячески оскорбляют их, занимаются клеветнической деятельностью», - говорил в свою защиту один из чиновников республики.
«Насколько мне известно, в Европейском союзе уже действуют нормы, согласно которым телекоммуникационные компании обязаны хранить информацию о совершенных телефонных звонках. Доступ к базе данных власти могут получить лишь при наличии судебного ордера», - пояснил эксперт.
«При этом многие правозащитники, а также власти ряда европейских стран считают, что нововведения противоречат принципам защиты тайны частной жизни людей. К примеру, официальные власти Швеции приняли решение игнорировать общеевропейский указ, в Германии его законность уже изучает суд. Некоторые критики также предупреждают, что, кроме полиции, к информации о поведении пользователей в сети могут получить доступ и другие государственные организации», - рассказал он.
«Обратимся к истории. Еще 10 лет назад верховный судья Великобритании Лорд Вулф вынес решение по законопроекту о слежке в интернете, одобрив правила перехвата электронной почты по запросу полиции. Таким образом, в Великобритании впервые узаконен перехват электронных сообщений полицейскими органами по решению суда», - привел пример Касымов.
«Демократические США разрабатывали глобальную систему мониторинга Интернета. Амбициозный проект получил название ADVISE. Он предполагает создание очень мощной компьютерной системы, способной автоматически собирать данные со всей Сети и проводить их быстрый анализ», - продолжил он.
Контролировать интернет-переписку, отслеживать «запретное», все эти меры обернутся правительству с другого бока. И, как после этого власть собирается вызывать к себе доверие?», - задался вопросом Касымов.
«Нельзя не отметить такой факт: в республике Интернет, как сфера, не настолько развит. Почти 70% населения пользуется глобальной сетью через мобильные телефоны. А уж телефон есть у каждого. Поэтому говорить о каких-то супер «криминальных» возможностях, по крайней мере, глупо. Да и в принципе уследить все и вся – невозможно», - считает он.
«В настоящее время Россия принимает обратную, то есть уголовную ответственность за клевету. В России за 10 лет (1991-2001) были арестованы за клевету в основном журналисты из регионов и блоггеры. Теперь хотят «принимать меры» по всему, что касается Интернета. На днях правительство РФ даже обратилось к мировым провайдерам с просьбой исключить из своих списков все данные на своих граждан. Это делается, конечно же, ради безопасности», - сообщил эксперт
Касымоыв уверен, что, при нынешних условиях контролировать, либо запретить Интернет невозможно. «Я все - таки прихожу к мнению, что данное решение все же породит нелепые ситуации, на лицо данное решение принадлежит недальновидным людям.
В конечном итоге - это превратится в один из методов тотальной слежки, а значит в стране наступит диктатура», - уверен политолог.
«По данным российских аналитиков, 70% детей сталкиваются с опасными сайтами, выполняя обычное домашнее задание. Я думаю, что и у нас такая ситуация. Поэтому в некотором роде «мягкий « контроль, я думаю, не помешает. Например,в России есть Центр безопасного Интернета, Лига безопасного Интернета (kindergate.ru), и так далее», - продолжил он.
По его мнению, для предотвращения распространение в Интернете экстремистских идей, необходимо вести учет нелегальной сетевой активности, а также иметь возможность получать базы данных и регистрации телефонных абонентов с указанием их Интернет -адресов, как статических, так и динамических.
«И у нас, в Таджикистан, среди молодежи можно встретить вундеркиндов - программистов. Просто их надо найти и привлечь к работе», - предлагает решение проблемы Касымов. Но при этом свобода должна быть и оставаться.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон, выступая на международной конференции «Свобода онлайн отметила «Совместные действия для свободного выражения в Интернете», призвала к созданию «глобальной коалиции для сохранения свободы Интернета».
«Ни одна нация и ни одна страна не может защитить свободу Интернета в одиночку, поэтому все мы должны создать глобальную коалицию», - подчеркнул Касымов.
«Свобода в Сети, сегодня, так же важна, как свобода в реальной жизни. Вот, и я озадачен тем, что в последние годы широкое распространение получили технологии слежки за интернет - пользователями и фильтрации контента»», - считает политолог.
«Сейчас Нидерланды намерены выделить 5 миллионов евро на проекты по поддержке Интернет-свободы в Зимбабве, Сирии и Иране. Но однозначно, что именно при подобной «поддержке» свободы в этих странах идет слежка. Впрочем, и в РТ тоже», - заключил он.