Пророссийский обозреватель обвинил СМИ Таджикистана в преимущественно антироссийской пропаганде, осуществляемой в интересах конкурентов России.
В статье «Информационная политика России в Таджикистане: перипетии и неожиданные повороты», опубликованной на портале «Ритм Евразии» 24 августа Михаилом Петрушковым, автор отмечает «анализируя состояние медиапространства Республики Таджикистан, поневоле приходишь к неутешительному выводу: противостояние в здешнем информационном поле Россия проигрывает абсолютно всем геополитическим соперникам».
По его словам, практически все независимые СМИ Таджикистана созданы либо на средства США и Евросоюза, либо при их технической и/или финансовой помощи и поддержке. В стране очень эффективно работали (а часть организаций работают и до сих пор) такие организации, как Интерньюс, Симера, NED, Фонд Сороса и масса других. Неправительственные таджикские организации, занимающиеся подготовкой кадров и развитием СМИ и, в первую очередь, имеющие электронные ресурсы, получают регулярное и солидное финансирование. Не меньшее внимание уделяется созданию и развитию информационных платформ, групп, коалиций и сообществ в социальных сетях
Петрушков пишет, «приходится констатировать, что в медиапространстве Таджикистана США и их союзники не просто доминируют – они определяют во многом информационную повестку дня и информационный фон республики. В отличие от них, Россия, имевшая здесь в недалеком прошлом внушительное информационное влияние, на сегодняшний день довольствуется ролью статиста».
Подобное состояние дел, по его мнению,обусловлено отсутствием пророссийских СМИ в Таджикистане, и невнятной, непоследовательной информационной политикой самой России в регионе, и отсутствием стратегии её информационного продвижения и информационного противодействия геополитическим противникам, и вялой деятельностью дипломатов РФ, ответственных за информационное обеспечение, а порой и просто их абсолютное бездействием.
Петрушков считает, что обстановку усугубляют «негативные факторы сопровождающиеся фаворитизмом и отсутствием планомерной работы сотрудников российских загранучреждений с российскими соотечественниками, отстаивающими интересы России в медиапространстве Таджикистана, пренебрежением сотрудничеством с гражданским обществом страны, закрытостью посольства для широкого круга таджикских журналистов».
«А чего стоит создание ответственными лицами российских загранучреждений в угоду сиюминутным, а порой и личным интересам медиаидолов, которым приписывается пророссийская позиция и которые негласно позиционируются дипломатами как «рупор посольства России» в Таджикистане и т.п. Между тем именно эти СМИ наносят наибольший вред своими действиями, нередко публикуя материалы антироссийской направленности. В качестве примера можно привести газету «Вечерка» (гл. ред. Гульнора Амиршоева), на страницах которой публикуются статьи посла Украины Никитюка, имеющие антироссийский характер, причем используемый в них стиль и высказываемые мысли противоречат основам не только дипломатической, но и любой этики», - отмечает автор.
По его мнению, события последних дней, связанные с информационной атакой против 201-й российской военной базы, еще раз и со всей очевидностью доказали разрушительную роль подобных «любимчиков» российских загранучреждений.
По его словам, публикации в таджикоязычной прессе, обобщенные и усиленные журналистами одного из ведущих русскоязычных СМИ интернет-газеты «Авеста» (которая, к слову, долгое время негласно исполняла роль официальной трибуны посольства России в РТ), являют собой яркий пример реализации опробованной в разных странах СНГ стратегии по дискредитации российских военных с дальнейшей экстраполяцией негативного образа на Россию в целом, а затем на любые интеграционные процессы с нею.
«Подобные шаблонные дезинформационные образы широко применялись и в Армении, и в Кыргызстане. Причем прослеживается весьма устойчивая связь между интеграционными устремлениями и общественной дискуссией по вопросу вхождения страны в ЕАЭС, с одной стороны, и информационными атаками с целью дискредитации и демонизации России, ее руководства, а опосредствованно и идеи евразийской интеграции в целом - с другой», отмечает Петрушков.
По его словам, всем, кому небезразлична дальнейшая судьба стран СНГ, кто является сторонником интеграционных процессов на постсоветском пространстве и, прежде всего, в рамках ЕАЭС, ни в коем случае нельзя забывать, что в условиях современного «цифрового» мира (живущего по закону: «существует лишь та реальность, которая создана в информационном, электронном мировом пространстве») действует жесточайшее правило: кто владеет, создает и эффективно распространяет информацию, тот владеет миром.
Он также выразил надежду, что с ростом информационного влияния России в мире в связи с расширением аудитории Рунета и активной деятельностью мегапроектов, таких как «Россия сегодня», все же вселяют надежду на то, что в Российской Федерации в кратчайшие сроки будут разработаны информационная политика для Центрально-Азиатского региона и комплекс мер по активному противодействию информационным атакам геополитических противников.
«Без них бессмысленно рассчитывать на возврат Россией утраченных позиций в медиапространстве стран региона», - уверен Петрушков.
Однако генеральный директор агентства “Авесто” Джамшед Улмасов 25 августа в беседе с Радио Озоди сказал, что проигрыш России на медиапространствеТаджикистана не вина местных СМИ, а связан с нежеланием чиновников дипломатических структур России сотрудничать.
"Хулиганство российских военных в Кулябе, - было сообщение. Мы же его не придумали сами. Мы дали реальность, а не свое сообщение. Но в посольстве России думают, что СМИ Таджикистана обязаны сообщать только то, что они хотят. Мы предоставляем трибуну различным сторонам. У нас даже есть обозреватель, который имеет открыто пророссийскую позицию, и мы публикуем его мнение. Мы также предложили послу России в Таджикистане вместо того, чтобы жаловаться в МИД, написать свое видение, мы опубликуем его. Но..."
В Таджикистане, согласно официальным данным, функционирует более 400 изданий, в том числе и 270 независимых, 10 информационных агентств, 44 теле и радиостанции, в том числе 28 негосударственных радио-теле каналов. По мнению Петрушкова, практически все независимые СМИ Таджикистана созданы либо на средства США и Евросоюза, либо при их технической и/или финансовой помощи и поддержке.
Джамшед Улмасов говорит, на самом деле работать на медиапространстве Таджикистана не просто: “У нас, если критикуешь Россию, говорят шпион Америки. Если критикуем Америку, пустят слух, что это люди России. Недавно мы опубликовали материал о внешней политике Ирана, сразу же появились слухи, что я являюсь человеком Израиля!”
Учредитель еженедельника и агентства “Азия Плюс” Умед Бобохонов говорит, что автор в статье допустил преувеличение, принижая информационное влияние России в Таджикистане, потому что, по его мнению, другие СМИ, в том числе и Западные не имеют и 1% влияния, которое имеет Россия в Таджикистане. Умед Бобохонов считает безосновательными тревожные нотки о якобы антироссийской направленности таджикских СМИ, и отмечает, что Россия не единственное государство, которое подвергается критике.
Руководитель аналитического центра “Контент” Зафар Абуллоев считает, что критические материалыв отношении России в таджикских СМИ является своеобразной реакцией на политику Москвы в отношении Душанбе и тон российской прессы, которая обычно использует в отношении Таджикистана и таджикских трудовых мигрантов черные краски.
“Россия еще не проиграла никакой войны здесь. Доказательства этих сетований большев снижении влияния России вообще в мнении части населения Таджикистана. Но Россия должна сетовать больше на себя, бросив на произвол судьбы дружественную страну, стратегического партнера. На мой взгляд, если отношения Москвы и Душанбе на самом деле, а не на бумаге станут дружественными и близкими, а СМИ России сменит злословия в отношении Таджикистана и таджикских мигрантов на более мягкий тон, Россия сможет вновь укрепить свое влияние в стране. В противном другом случае это не возможно.”
Зафар Абдуллоев говорит, тем не менее Россия через свои СМИ, особенно телевидение продолжает играть важную роль в формировании общественного мнения, которое, по мнению таджикского аналитика “является, в какой-то мере, даже вызывающую беспокойство безопасности Таджикистана”.
По данным института Гэллап, 93% населения Таджикистана поддерживает положительную роль России в международной политике.