Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, находящийся в Душанбе для участия в заседании СМИД ШОС, встретился накануне с молодыми дипломатами Таджикистана, студентами ТШУ, РТСУ и филиала МГУ.
Как сообщает МИД РФ, в своем выступлении перед аудиторией, Сергей Лавров затронул различные направления и аспекты таджикско-российских взаимодействий.
«Для России и Таджикистана общей целью является содействие созданию максимально благоприятных внешних условий для развития наших стран, наращивания многоплановых взаимных двусторонних связей в духе стратегического партнерства и союзничества. В этом контексте особое значение имеет углубление интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств, укрепление союзнических отношений в рамках ОДКБ, взаимодействия по линии Шанхайской организации сотрудничества, ООН, ОБСЕ и в других форматах», - подчеркнул Лавров.
«В 1990-х годах прошлого века именно при инициативной роли России удалось остановить братоубийственный конфликт в вашей стране, прекратить страдания мирного населения. Уверен, что мы и впредь будем всегда поддерживать друг друга. Это особенно важно на переломных этапах истории», - продолжил он.
«Россия искренне заинтересована в процветании дружественного Таджикистана, укреплении его безопасности. Недавно вступило в силу подписанное в ходе визита Президента В.В.Путина в Таджикистан в октябре 2012 года Соглашение о статусе и условиях пребывания российской военной базы в Республике Таджикистан. Его последовательная реализация является одним из стержневых факторов стабильности в Центральной Азии», - заявил глава МИД РФ.
Далее Лавров отметил: «Наша страна является главным торгово-экономическим партнером Таджикистана – объем товарооборота растет, за первые пять месяцев нынешнего года он увеличился на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Прямые российские инвестиции в экономику Республики составляют 1,6 млрд. долл. – почти 40% от общего размера иностранных капиталовложений. Активно работает двусторонняя Межправительственная комиссия, в рамках которой приняты важные решения, направленные на укрепление экономического потенциала вашей страны. В Таджикистане успешно действуют более 130 совместных российско-таджикских предприятий. Наращивается межрегиональное сотрудничество, в котором участвуют более 70 субъектов Российской Федерации.
Россия продолжает оказывать Таджикистану безвозмездную гуманитарную помощь и содействие на цели социально-экономического развития – в общей сложности на 172 млн. долл. США за последние пять лет. Регулярно предоставляем экстренную поддержку при ликвидации последствий стихийных бедствий, которые, к сожалению, здесь происходят.
Разумеется, наше сотрудничество не ограничивается двусторонней повесткой дня – мы успешно и эффективно взаимодействуем и в многосторонних форматах.
Укрепление тесных связей с партнерами по СНГ – ключевое стратегическое направление внешней политики России. При этом мы учитываем новые реалии, которые складываются в результате продвижения евразийской интеграции. Ее мотором выступают Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Подписанный лидерами трех стран 29 мая с.г. в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предполагает его создание с 1 января 2015 года и выводит взаимодействие на качественно иной уровень. Речь идет о формировании мощного центра экономического развития, емкого общего рынка, будет обеспечиваться свобода передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Все это открывает новые притягательные возможности для бизнеса, инвесторов и, самое главное, миллионов граждан.
В ближайшее время полноправным членом ЕАЭС станет Армения, на продвинутой стадии – переговоры с Киргизией. Союз открыт и для других стран СНГ, разделяющих цели и принципы евразийской интеграции, в первую очередь – для наших ближайших соседей, включая Таджикистан. Имеющийся опыт уже подтверждает, что подключение к интеграционным процессам позволяет укрепить конкурентные преимущества участвующих в них государств, дает весомый импульс развитию экономик, ведет к повышению благосостояния населения.
Все более востребована ОДКБ, от эффективности которой зависит обеспечение адекватного коллективного реагирования на вызовы в Центральной Азии с учетом ухудшающейся ситуации в Афганистане, где за долгие годы иностранного военного присутствия под эгидой НАТО угрозы терроризма и наркоиндустрии не только не уменьшились, но многократно возросли и обрели трансграничный характер. Таджикистан находится на переднем крае борьбы с этими угрозами. Подтверждаю, что решение ОДКБ об оказании Таджикистану помощи в укреплении границы с Афганистаном будет выполнено в полном объеме.
Созданные в рамках ОДКБ Коллективные силы оперативного реагирования располагают сегодня всем необходимым арсеналом для обеспечения безопасности всех ее членов. Важным подспорьем в наших общих усилиях по нейтрализации исходящих из Афганистана угроз и стабилизации ситуации вокруг этой страны является деятельность ШОС.
В целом взаимодействие в рамках ОДКБ, СНГ, ШОС на основе принципов равноправия, взаимного уважения и учета интересов друг друга приобретает особое значение в нынешних непростых условиях, отличающихся усилением конфликтного потенциала и кризисных элементов в международных делах. Ситуация в мире все чаще развивается непредсказуемо, а объективный процесс формирования новой, демократической полицентричной системы международных отношений сопровождается усилением глобальной турбулентности, провоцированием этноконфессиональных конфликтов, рецидивами нелегитимных односторонних действий, в том числе с применением силы, для достижения узкополитических целей, включая смену неугодных режимов. Губительные последствия такого курса мы наблюдаем в Ливии, Ираке, Сирии, других странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Особую тревогу вызывает глубокий кризис на Украине. Несмотря на наши неоднократные предупреждения западным партнерам о недопустимости попыток ставить Украину перед ложным выбором «либо с Западом – либо с Россией», нас отказались слышать.
В результате страна по сути оказалась ввергнута в гражданскую войну. Нынешние украинские власти, совершив в феврале государственный переворот, проигнорировав законные требования регионов Юго-Востока о равноправном участии в согласовании назревших конституционных реформ, пытаются силой подавить протестные выступления, добиться военной победы над ополченцами, которые взялись за оружие для защиты своих прав. Россия будет продолжать делать все от нее зависящее, чтобы прекратить кровопролитие и создать условия для начала переговоров между противоборствующими сторонами в соответствии с договоренностями, закрепленными в Женевском заявлении России, США, ЕС и Украины от 17 апреля с.г. Этот документ нацеливает на немедленный запуск общенационального диалога с участием всех регионов с целью поиска мирного урегулирования, призванного обеспечить права всех без исключения граждан и областей Украины.
Проблема, которая нас все больше тревожит, – договороспособность некоторых наших западных коллег, в том числе участвовавших в согласовании Женевского заявления и других документов на различных этапах кризиса. Вместо выполнения договоренностей они фактически поощряют украинские власти к насильственным действиям против собственного народа. Только так можно расценить заявления о том, что Киев имеет полное право использовать все имеющиеся средства, включая вооруженные силы. Тем самым права и свободы миллионов жителей украинского Юго-Востока, включая их право на жизнь, приносятся в жертву геополитическому замыслу насильно втянуть всю Украину в сферу влияния Запада. По этой причине тормозится выполнение резолюции 2166 СБ ООН о необходимости беспристрастного и независимого расследования причин трагедии с малайзийским «Боингом» в небе над Украиной. Настаиваем на неукоснительном выполнении этой резолюции, особенно в том, что касается требования о немедленном прекращении боевых действий в зоне падения обломков самолета. Данное требование грубо нарушается украинскими силовиками при попустительстве ряда западных покровителей Киева, что препятствует скорейшему началу работы международных экспертов.
Россия будет и впредь выступать против конфронтационной политики, провоцирующей антиконституционные перевороты и нелегитимную недемократическую смену власти, межнациональную рознь и раскол в обществе. Любые проблемы необходимо решать без вмешательства во внутренние дела суверенных государств, шантажа и угроз, через равноправный диалог на прочной базе Устава ООН.
Россия и Таджикистан занимают единые позиции в том, что касается необходимости соблюдения международного права, выстраивания межгосударственных отношений на основе взаимного уважения и учета законных интересов друг друга.
Эти принципы определяют и наше взаимодействие в рамках Совета министров иностранных дел ШОС, заседание которого состоится здесь, в Душанбе. ШОС последовательно выступает за верховенство права в мировых делах, является важным фактором стабильности и сотрудничества на обширном пространстве от Тихого океана до Каспия. Неслучайно, растет интерес к участию в ШОС со стороны многих сопредельных государств. На завтрашнем заседании СМИД будут рассмотрены конкретные задачи по противодействию традиционным и новым угрозам безопасности, координации внешнеполитической деятельности, оперативному реагированию на происходящие в мире и регионе события. Результаты работы министров будут представлены на предстоящем 11-12 сентября саммите в Душанбе, который призван придать серьезный импульс дальнейшей консолидации ШОС, повышению ее значения для эффективного отстаивания общих интересов всех входящих в эту Организацию государств.
Стратегическое партнерство и союзничество России и Таджикистана отвечает коренным интересам народов наших стран. Убежден, что в практической работе вы будете способствовать дальнейшему укреплению уз дружбы между нашими народами, наращиванию двустороннего сотрудничества во всех областях и усилению вклада наших государств в решение задач региональной стабильности».
Отвечая на вопрос о планах России в Центральной Азии и, в частности, в Республике Таджикистан глава российского внешнеполитического ведомства отметил следующее: @Сегодня мы много говорили об этом. Как уже было заявлено на пресс-конференции, в начале этого года вступили в силу договоренности, достигнутые президентами Российской Федерации и Республики Таджикистан. Они образуют очень мощный пакет, придающий силу нашему взаимодействию в экономической, военной и гуманитарной сферах, прежде всего, в контексте трудовой миграции. Этот пакет отражает равноправный, четко выверенный сбалансированный подход, учитывающий интересы России и Таджикистана. Сегодня мы подтвердили такую оценку этих договоренностей, которые уже начали выполняться.
Россия заинтересована в том, чтобы здесь было стабильно. Таджикистан играет особую роль с учетом афганского фактора и предстоящего до конца года переформатирования, а по большому счету, вывода международных сил (из Афганистана). Чем они будут заменены, пока до конца не ясно. Но в любом случае это предстоит рассматривать в Совете Безопасности ООН.
Таджикистану оказывается существенная помощь в укреплении его способности обеспечивать безопасность своих границ. Если оценивать, исходя из объемов, данная помощь предоставляется, в первую очередь, по двусторонней линии, в рамках союзнических отношений между Таджикистаном и Россией. Во вторую очередь, но тоже весьма существенно, по линии ОДКБ, в рамках которой принято соответствующее решение об укреплении таджикско-афганской границы. Это первоочередная задача. Еще раз подчеркну - российское руководство исходит из того, что все, о чем договорились, будет неукоснительно выполняться.
У нас очень большие планы и хорошие перспективы в сфере экономики. Существует целый ряд интересных инвестиционных проектов, в которых заинтересована Республика Таджикистан, в том числе в гидроэнергетике, в частности, так называемой малой ГЭС. Наши компании проявляют к этому интерес.
Важно, как я уже сказал на пресс-конференции, реализовывать наши договоренности о принятии мер в России и Таджикистане для создания максимально благоприятных условий ведения бизнеса компаниями наших стран на территории друг друга. Об этом идет предметный разговор в рамках Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, и на ее очередном заседании, которое, мы рассчитываем, состоится до конца этого года, будут рассмотрены соответствующие меры. Но шаги в направлении облегчения ведения бизнеса уже предпринимаются. Мы признательны нашим таджикским друзьям за понимание важности этого направления.
Можно долго говорить о различных сферах нашего взаимодействия в экономике, но не хочу забыть гуманитарную составляющую сотрудничества. Наряду с совпадением ключевых национальных интересов, определяющих союзнический характер отношений, особую - а, может даже важнейшую - роль играют личные отношения между нашими гражданами – отношения дружбы, симпатии, которые позволяют нам ощущать себя как дома в Таджикистане, а таджикам - в России. Убежден, последние шаги, предпринимаемые нами с целью помочь трудовым мигрантам обрести свои права и быть социально защищенными, в конечном итоге будут правильно восприняты всеми, кто хочет трудиться в Российской Федерации и тем самым помогать своей семье, родным и родине».
Говоря о перспективах Шанхайской организации сотрудничества, Лавров сказал: «Перспективы ШОС самые благоприятные. Об этом говорит растущий интерес к ее работе, а также интерес многих сопредельных государств к получению статуса наблюдателя, партнера по диалогу и к членству в Организации. Очень важно, что на предстоящем саммите, насколько мы можем судить по готовности документов, будут приняты решения, которые позволят окончательно создать правовую базу для рассмотрения обращений с просьбой о приеме в члены ШОС. Эта работа заняла определенное время, сейчас она завершается. Рассчитываем, что главы государств одобрят ее результаты, и мы сможем перейти к практическому рассмотрению имеющихся заявок на членство.
Если говорить о глобальном направлении развития ШОС, то Российская Федерация выступила с инициативой, получившей поддержку наших партнеров, о подготовке стратегии развития Организации до 2025 года. Этот документ находится в стадии обсуждения, его компоненты формируются на основе вкладов государств-членов. Думаю, в нем будут сформулированы ответы на многие вопросы о том, как ШОС будет развиваться дальше.
Мы видим это развитие, прежде всего, в направлении укрепления механизмов безопасности в регионе деятельности Организации, особенно в Центральной Азии, и в контексте афганского фактора. Мы считаем, что ШОС является оптимальной площадкой для рассмотрения вопросов политического урегулирования вокруг Афганистана, поскольку и Афганистан, и все без исключения его соседи участвуют в работе ШОС либо в качестве членов, либо в качестве наблюдателей. Другой такой структуры не существует. Без учета мнения самого Афганистана, разумеется и всех его соседей, очень трудно рассчитывать на какие-то долгосрочные устойчивые и, главное, реалистичные решения. Таким образом, значение этой функции ШОС возрастает. В рамках Организации приняты соответствующие документы, включая антинаркотическую стратегию, которая во многом завязана на наркоугрозу, исходящую из Афганистана. Также действует Региональная антитеррористическая структура, которая уже сейчас вполне созрела для того, чтобы заниматься не только угрозами, которые представляет международный терроризм, но и наркоугрозой и, в целом, вызовами, связанными с организованной преступностью.
Россия внесла соответствующее предложение о расширении функций этого механизма. Мы получили позитивный отклик от большинства членов ШОС. Сейчас согласовываем конкретные практические модальности того, как постепенно, без каких-то болезненных изменений провести эту реформу. Мы заинтересованы в том, чтобы Афганистан активно участвовал в деятельности этой структуры в контексте борьбы с новыми вызовами и угрозами.
ШОС никогда не будет военно-политическим блоком. Такой цели никто не ставит. Более того, все страны-члены исходят из того, что это было бы контрпродуктивно. ШОС не будет настоящим, исходя из смысла этого понятия, интеграционным объединением. В ШОС будут развиваться процессы равноправного взаимоуважительного согласования общих подходов к проблемам обеспечения безопасности, и развития взаимовыгодного экономического сотрудничества, включая создание необходимых инструментов. В рамках Организации уже работает Энергетический клуб, открытый для ее членов, наблюдателей и партнеров по диалогу. В ШОС действуют Деловой совет, Межбанковский форум. Обсуждается форма учереждения в том или ином виде механизма финансирования совместных проектов. Иными словами, главная характеристика ШОС – добровольность и консенсус. Опираясь на эти принципы, мы уже достигли значимых результатов. Убежден, что решения, которые, может быть, не так быстро, как хотелось бы, вызревают, когда все же это происходит, эффективно выполняются на практике. В этом смысле убежден, что предстоящий в Душанбе саммит - спасибо нашим таджикским друзьям за усилия по его организации и подготовке - будет весьма успешным».
Отвечая далее на соответствующий вопрос, глава МИД России назвал «туманными» перспективы развития ситуации в Афганистане: «Мы сегодня уже касались этой темы. Перспективы достаточно туманны. Поскольку планы тех, кто пытаются в той или иной форме сохранить военное присутствие в Афганистане, не ясны. Нет ясности и в ситуации с результатами президентских выборов. Как вы знаете, было принято такое необычное решение, как полный пересчет голосов. Чем бы этот процесс ни завершился, мы рассчитываем, что его результаты будут восприняты в обществе, и не произойдет силового обострения обстановки. Мы готовы работать с любым руководством Афганистана, которое избирает и поддерживает афганский народ. Россия заинтересована в том, чтобы политические аспекты внешней ситуации в связи с Афганистаном обсуждались, прежде всего в рамках ШОС, где представлены сам Афганистан и его соседи. Будем исходить из того, что любые новые формы военного присутствия (в ИРА) должны быть тщательно выверены, приемлемы для афганского народа и руководства и должны получить согласие Совета Безопасности ООН.
Мы будем настаивать на том, чтобы и новое афганское руководство, и все, кто планируют с согласия Афганистана работать внутри этой страны, уделяли неизмеримо больше внимания проблеме ликвидации наркоугрозы. Это проблема, которая затрагивает напрямую Таджикистан, Россию и другие страны ШОС и ОДКБ. Нельзя мириться с ситуацией, когда за более чем десятилетний период иностранного присутствия производство наркотиков возросло, как минимум, на порядок.
Задач много, но, прежде всего, необходимо действовать коллективно, а не пытаться в одностороннем порядке решить свои собственные узконациональные задачи, думая в последнюю очередь о том, что будет в самом регионе».