Недавно прочитал статью индийского ученого П.Стабдена о роли ШОС в решении актуальных проблем мирового экономического и политического порядка, а также регулирования внутриазиатских и макрорегиональных конфликтных ситуаций. Статья написана в связи с предстоящими встречами высоких руководителей ШОС, которые вскоре состоятся в Душанбе.
Профессор Стабден в течение продолжительного времени работал на дипломатической службе Индии, был послом этой страны в Кыргызстане, а в настоящее время работает в качестве главного научного сотрудника Института оборонных исследований в г. Нью-Дели.
В его статье отмечается большая значимость деятельности ШОС в достижении международного баланса сил, обеспечении мира и взаимовыгодного сотрудничества в Азиатском субконтиненте. В рамках ШОС были разработаны и реализуются многочисленные проекты по развитию транспортного сообщения, информационных технологий, совершенствованию международного банкинга, образовательных систем, интеллектуальной собственности, решений межгосударственных водно-энергетических и пограничных проблем, укреплению глобального престижа ШОС и т.д. Разработано стратегия развития этих организаций до 2025 года.
Нужно особо отметить, что статус наблюдателей и партнеров по диалогу изменен в сторону повышения их значимости в функционировании ШОС. Имеется целый ряд других достижений, которые заслуживают высокую оценку. Особо следует отметить ускорение развития инфраструктурного сектора. Вследствие реализации системы взаимосогласованных мероприятий по развитию транспортных коридоров, строительство транспортных узлов-терминалов, аэропортов, телекоммуникационной связи и т.д. страны-члены ШОС стали более близкими друг к другу, а сотни миллионов людей чувствовали благотворное влияние развития инфраструктуры и расширение торгово-экономических связей.
Вместе с тем в статье проф. П. Стабдена показываются недостатки относительно достижения целей, провозглашенных названной организацией. Отмечается, что в масштабе евразийского субконтинента не удалось обеспечить быструю динамичность в развитии экономики, а также прогрессивных структурных изменений. Это очень верное замечание. Была возможность прививать высокий китайский экономический динамизм на социально-экономическое развитие других стран-членов, и прежде всего России. Ведь огромные золото-валютные запасы Китая в течении продолжительного периода времени находятся в пассивном состоянии. Значительную их часть можно было бы использовать в целях реализации стратегии импортозамещения в РФ, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. Время идет, однако упускается очень серьезная возможность создания мощного противовеса попыткам Запада сконструировать глобальную систему неоколониализма под очень привлекательным и обманчивым названием «перехода к рыночным отношениям». В таком случае разрушительным устремлениям Запада можно было бы противопоставить четкую созидательную стратегию, которая отражала бы коренные интересы не только населения, проживающее в пределах ШОС, но и всего мира, поскольку при таком исходе экономического сотрудничества все стратегии и программы, разработанные с целью сохранение роли США в качестве единственной и исключительной сверхдержавы потеряют свой смысл, а СШ, Канада, Западная Европа сосредоточатся на решении своих внутренних проблем. Речь идет об избавлении от огромной задолженности, предотвращении региональных дезинтеграционных процессов, восстановление и развитие эффективных экономических структур и т.д.
На наш взгляд, ведущие страны-члены ШОС призваны самим серьезным образом обратить внимание на преодоление центробежных тенденций, которые вскоре дадут о себе знать. Такие тенденции отражают разные позиции КНР и РФ по вопросу региональной экономической интеграции. Если Россия стремится к расширению и укреплению Таможенного Союза и Евразийского Экономического Союза, то в последнее время КНР предпринимает шаги для создания Экономического Пояса Великого Шелкового Пути. По замыслу идеологов китайского проекта страны Центральной Азии должны наряду с КНР входить в состав названного пояса. На наш взгляд, вопросы экономической интеграции теперь должны рассматриваться в рамках ШОС, иначе те устремления, о которых выше говорили, могут резко снизить значимость и эффективность деятельности этой организации.
На самом деле, может стоить радикально переосмыслить географические измерения евразийской экономической интеграции? Во всяком случае, соединение огромного финансового потенциала Китая с громадными природными, экономическими и интеллектуальными ресурсами России и Центральной Азии на базе научно-обоснованной стратегии ресурсопользования, включающая в себе и соответствующую геополитическую ориентацию способно радикальным образом менять социальное и экономическое лицо планеты, содействовать его очеловечиванию избавить мир от неоколониалистской ориентации западных геополитических игроков.
Естественно полагать, что новые интеграционные явления нуждаются в более аргументированных научных обоснованиях, которые исходили бы из глубокого анализа положительного и отрицательного опыта интеграционных процессов на региональном, межрегиональном и субконтинентальном уровнях. Такой анализ с последующими научными обобщениями и рекомендациями должны служить основой разработки принципиально новой и более продвинутой концепции экономической интеграции на уровне ШОС. Этот вопрос с точки зрения обеспечения более высокой жизнеспособности ШОС является настолько важным, что может затребовать внесение изменений в уставе и других основополагающих документах этой организации.
К сожалению, проф. Стабден П. в своей статье не говорил о необходимости концентрации усилий соответствующих органов ШОС на создание благоприятствующих условий во всем географическом пространстве этой организации для более высоких темпов экономического роста и социального развития. В ряде стран, например коррупция превратилась в очень серьезный барьер на путях повышения уровней благосостояния людей, становление современной, всесторонне развитой личности. Должны быть приняты действенные коллективные меры для избавления миллионов людей от коррупционного гнета и засилья ничем необоснованного присвоения правящими кланами значительной части национального богатства в отдельных странах. Это означает привнесение в значительных порциях элементов духовности и нравственности в деятельности ШОС, что может служить в качестве мощного фактора повышения социальной эффективности интеграционных процессов. Одним из причин еврокризиса, даже угрожающих самому существованию этого экономического блока является именно то, о чем выше было сказано. Если и дальше ныне действующие ассоциации государств будут отвергать эту необходимость, то крах интеграционных процессов станет делом времени.
Естественно полагать, что на предстоящих двух форумах будут обсуждаться вопросы, связанные с последствиями вывода войск США из Афганистана. Некоторые опасаются, что с уходом американцев талибы могут активизироваться и это чревато с самыми тяжелыми последствиями для стран центральноазиатского региона. На наш взгляд, такие опасения оправданы, хотя американцы не во всем своем составе покинут Афганистан. Дело в том, что в этом регионе, то есть в регионе Большой Центральной Азии проживает более 100 млн. мусульман. От реакции мусульман на уход США и активизации движения Талибан зависит не только будущее самой ЦА, но и будущее всего ШОС. Это означает, что сама история предопределила решающую роль ШОС в стабилизации политической ситуации в Афганистане и Большой Центральной Азии. На мой взгляд, и КНР, и РФ, которым угрожают сепаратистские движения призваны смотреть на угрозу движения Талибан и исламского фундаментализма гораздо шире, чем сейчас. Возникновение движения Талибан своим происхождением в значительной мере объясняется высоким уровнем бедности и низким уровнем образования афгано-пакистанских кочевых племен. К этому вопросу необходимо подойти более широко, не забывая также использование тактических и профилактических методов, включая использование силовых приемов сдерживания талибов. Однако более верным представляется подход стратегический, выражающийся в необходимости ускоренного социально-экономического развития территорий , где проживает мусульманское население. Последнее же, практически проживает компактно между Волгой и Иртышем на севере и Мраморным морем, и юго-восточными оконечностями бассейна реки Инд на юге субконтинента. Всеобщее светское среднее образование и обеспечение всеобщей занятости мусульман выступают в качестве твердых гарантий отсутствия любых проявлений религиозного фундаментализма. Для решения этого вопроса страны ШОС располагают достаточными финансовыми и человеческими ресурсами.
Проф.Стабден П. очень верно отмечает необходимость рассмотрения вопроса о расширении членства в ШОС за счет наблюдателей и некоторых партнеров по диалогу. Он говорит о необходимости вступления в ШОС таких стран, как Индия, Пакистан и Иран. Мы согласны с ним в том, что прием этих стран в ШОС полностью изменит геополитическую картину мира при активизации существующий и создание новых институтов в функциональной структуре ШОС. Про таком положении есть твердая уверенность в том, что США не оказались бы в состоянии прибегать время от времени к обострению международной напряженности путем организации локальных конфликтов в различных частях евроазиатского континента. И это, не говоря о создании благоприятствующих условий для ускорения интеграционных процессов между Центральной и Южной Азией, между РФ, КНР, Индией и т.д. Достаточно сказать, что снятие барьеров с так называемого «пакистанского транспортного коридора», приведет к получению экономии транспортных затрат между странами Южной, Центральной и Северной Азии на десятки миллиардов долларов, если не на сотни. Создание разветвленной транс-афганской железной и автомобильной дорог станет мощным вкладом в завершении процессов создания евроазиатских транспортных коридоров.
Расширение членства в ШОС в сочетание с резким повышением интеграционной роли этой организации будет служить мощным толчком в экономических, структурных и социальных сдвигах на обширных пространствах Азии, готовит реальную почву для смещения экономического, политического и военно-стратегического полюсов с Запада на Восток со всеми вытекающими отсюда для исторических судеб человечества положительными последствиями.