Эмомали Рахмон после присяги приступил к исполнению своих обязанностей президента в четвертый раз. И первым делом взялся за совершенствование машины управления государством. В результате реформ некоторые министерства и учреждения переименованы, полномочия одних структур перешли к другим, а третьи и вовсе распущены за ненадобностью.
Министерства
1. К министерству образования добавили «науку». Видимо, раньше сотрудники этого министерства не изучали науку, а теперь начнут грызть сей гранит. В действительности, обязанности по продвижению науки теперь не в полномочиях Академии наук, а Министерства образования и науки. Интересно: впредь чем будет заниматься Академия?
2. Министерство мелиорации и водных ресурсов было расформировано. Может, наконец поняли, что данная структура не очень-то и функционировала, а ее миссию обычно выполнял президент. Например, объявление 2003 года Годом чистой воды, объявление Десятилетия «воды для жизни» (2005-2015), международная конференция по водным вопросам в 2013 году - все эти акции были инициативами Эмомали Рахмона.
Также, последние годы ученые бьют тревогу, говоря о повышении температуры, таянии ледников и снижении уровня воды в реках. Может, было принято решение, что в таких случаях такое министерство нам не нужно? Вполне возможно, что через семь лет эта структура к нам еще вернется, но уже под другим названием. Например, Министерство охраны камней и гор, или Министерство земли и ресурсов щебня…
3. Министерство энергетики и промышленности теперь стало Министерством энергетики и водных ресурсов. Теперь, когда вода у энергетиков, надеемся, что в ближайшие годы проблемы электричества решатся, а «Барки точик» расторгнет свой брак с энерголимитом.
4. Образовано Министерство промышленности и новых технологий. Теперь я понимаю логику дарения большого количества планшетов молодым людям. То был подготовительный период к развитию новых технологий. Может, теперь «айфон»-в и «айпад»-ы на рынке будут стоить пару сомони.
5. Министерство труда и социальной защиты теперь называется Министерством труда, миграции и занятости населения. Теперь у миграции государственное лицо, или наоборот. Люди более не имеют право сказать, что на Родине не могут найти рабочее место. Ибо теперь у нас целое Министерство. А может, данная структура подготовит стратегию трудовой миграции на 2014-3899 года, в котором будут предусмотрена миграция в Сомали, Кению и Зимбабве.
КОМИТЕТЫ
1. Государственный комитет по землеустройству и геодезии. Таджикистан не выпускает «Тойоты», «БМВ» и «Мерседесы», даже велосипед не может выпустить. Но землю строит (дословный перевод названия комитета с таджикского – «Комитет по землестроению и геодезии»). Пардон, строил, пока новоизбранный президент не приказал поменять его название, согласно которому теперь это «Комитет по управлению земельным ресурсам и геодезии», что более логично. Индия и Пакистан, Армения и Азербайджан все воюют за землю, а у нас ее, так сказать, производили.
Если у нас была такая структура, почему бы не выпускать землю и не продавать ее нуждающимся странам, таким как Китай? Или хотя бы отдавать ее им взамен наших долгов? А может, из-за не выполнения своих обязанностей и отобрали у этого комитета статус землепроизводителя и оставили лишь полномочия управлять землей? А ведь можно было бы наладить серийное производство, и – вуаля! - проблема перенаселения всех стран решилась бы.
Когда называешь некоторые структуры, машинально видишь все 366 сторон их названий и деятельности.
2. Комитет по работе с женщинами и семьей при правительстве Республики Таджикистан.
3. Налоговый комитет. В таджикском языке слово «андоз», наравне с «налогами», означает также же «совать, засунуть». Вполне логично – засунь деньги. А вот в кассу или в карман – уже другой вопрос.
4. Служба связи при правительстве Республики Таджикистан.
5. Верховный суд. В таджикском языке слово «суд» также означает «прибыль». По этой логике, у нас есть Верховная инстанция прибыли, также городской и экономический ее филиалы…
И немного про здания и сооружения. Счетная палата страны окружена литераторами, поэтами. А вот министерство культуры – само по себе, проживает в одиночестве.
Название некоторых госструктур невозможно произнести неправильно, так как дыхания не хватит, да язык сломаешь.
1. Комитет по делам религии, упорядочению традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан. Раньше это было Комитетом по делам религии.
В таджикском языке по радио и ТВ дикторы не сокращают название министерств и госучреждений. Особенно на госканалах диктор должен произнести полное название ведомства. Например, по ТВ вместо «Комитет по делам религии, упорядочению традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан» никогда не скажут «КДРУТТО ПРТ».
Или УГНБРПДС ПРТ. Не поняли? Ничего странного, я тоже не понял бы, если бы то же самое говорили мне вы. Но это – сокращённое название Управления по государственному надзору за безопасностью работ в промышленности и добывающем секторе при правительстве Республики Таджикистан.
Представьте себе, как звучит полное название каких-либо департаментов этого Управления. Примерно так: «Департамент по безопасности работ в секторе средней и тяжелой промышленности при Управлении по государственному надзору за безопасностью работ в промышленности и добывающем секторе при правительстве Республики Таджикистан» (может такого департамента нет, но мы привели лишь как пример), или же – ДБРССТП УГНБРПДС ПРТ.
Много чего хочется сказать, да времени мало. Также говорят, пусть будет мал, да удал. Может, мы о чем то важном забыли упомянуть. Но, это вам судить, и если вы не согласны с нами, можете написать свое мнение.
А сейчас, до следующей встречи, будьте счастливы!