Президентские выборы завершились полным разгромом для оппонентов Рахмона. Даже если объединить все голоса, полученные в пользу 5 кандидатов, то не наберется даже половины того, что набрал Рахмон.
Более того, получается, что они не набрали даже те 5%, которые они получили при сборе подписей. Почему?
Согласно данным ЦИК, общее число избирателей в день выборов составило более 4 млн. 200 тыс., и из них проголосовали 3 млн. 612 тыс. избирателей, что составляет 86% от их общего числа. Из этого числа 83,6% голосов было отдано в поддержку действующего главы государства Эмомали Рахмона, а это 3 млн. 23 тыс. голосов.
Его оппоненты не набрали даже тех 210 тыс. голосов, которые когда-то им были отданы в ходе подписной кампании. Согласно данным ЦИК, Исмоил Талбаков получил 181 тыс. 685 голосов избирателей, что составило 5% голосов от общего числа избирателей. Олимджон Бобоев набрал 140 тыс. 733 (3,8%), Толиббек Бухориев - 166 тыс. 224 (4,5%), Абдухалим Гаффоров - 54 тыс. 148 (1,5%), Саидджафар Исмонов - 36 тыс. 572 (1%,)
В день выборов каждый из кандидатов выражал уверенность, что он победит, или же уверял, что соберет высокий процент голосов, однако, когда ЦИК огласил результаты выборов, кандидаты не были этим удивлены. Напротив, заявили, что согласны с итогами голосования. Однако возникает вопрос: почему число голосов в их поддержку не совпадает с количеством подписей, которые были собраны в поддержку кандидата, ведь казалось бы, отдав свою подпись, гражданин уже делает свой выбор?
С этим вопросом мы обратились к самим кандидатам.
Так, Саидджафар Исмонов - кандидат от Демократической партии Таджикистана, который до этого был уверен, что соберет 50% голосов избирателей, в беседе с корреспондентом «АП» сообщил, что добрать оставшиеся 49% они не смогли по собственной вине.
- Однозначно предсказывать настроения избирателей невозможно. Люди сегодня говорят одно, завтра – другое. Но это не повод для обиды. Это означает, что мы не смогли за короткое время убедить избирателей в том, что заслуживаем их доверия. Это означает, что в будущем мы должны улучшить свою деятельность. С результатами выборов мы согласны и оспаривать их не собираемся. Если мы чем и недовольны, то только собственными наблюдениями, на основании которых были уверены, что наберем 50% голосов…
Но мы видим успех в другом: впервые за длительное время Демпартия приняла участие в политической жизни страны, и имя кандидата от Демпартии было напечатано в более 3 миллионов бюллетенях. Даже если избиратель зачеркивал мое имя, он его все равно видел. Видеть – это уже внимание. Кроме того, теперь меня знают. Мои плакаты были размещены по всей республике, 50 тыс. экземпляров нашей газеты было распространенно. Меня теперь знают не как директора завода, а как председателя Демократической партии. Это уже хорошо для партии, так как мы ее представили народу таким образом. Кроме этого, с участием в выборах устранились некоторые внутрипартийные проблемы…Теперь мы будем ориентироваться на следующие выборы, - убежден С.Исмонов.
Кандидат от Аграрной партии Толиббек Бухориев считает, что потерял голоса избирателей из-за того, что возможно его агитационная кампания была слабее.
- Люди отдавали свои подписи только, для того чтобы нас зарегистрировали, но это не значит, что при этом они и голоса отдали за нас. После сбора подписей прошел месяц, и в течение этого времени они могли поменять свою позицию. Здесь, скорее, сказалась слабость нашей агитационной кампании, поэтому те, кто не был твердым и устойчивым в своем мнении о нас, изменили его. Но это их конституционное право. За кого хотели, за того и отдали голоса... Я своим результатом вполне доволен. Никаких нарушений не наблюдалось. Все прошло на хорошем уровне. В действительности, итоги показали, что НДПТ - более сильная партия, и мы хотим победителям успехов в деле, - говорит Т.Бухориев.
Кандидат от Соцпартии Абдухалим Гаффоров итогами голосования тоже доволен и считает, что они «заслужили именно таких результатов».
- Мы ожидали набрать, как минимум, 10-12%. В основном, надеялись на Согдийскую область, некоторые районы Хатлонской области, Душанбе, Регар и Гиссар. Но разница между сбором подписей и голосованием – как от земли до неба. Когда собираешь подписи, то непосредственно общаешься с избирателями. Стоишь напротив избирателя, и ему намного приятнее видеть твое лицо. Он смотрит на тебя с тысячью мыслей и надежд и отдает свою подпись. Но само голосование происходит тайно, в избирательной кабине. Там уже избиратель находится наедине со своей совестью и Богом. Может, он отдал или собрал для нас подписи, но голосовал уже не за нас… Наш результат означает, что у нас были какие-то недостатки, и нам нужно изучать их и исправлять. Наши наблюдатели говорят, что никаких нарушений не было, поэтому мы решили, что получили именно те результаты, которые заслужили, - говорит А.Гаффоров.
Наибольшее число голосов после Эмомали Рахмона набрал кандидат от Компартии Исмоил Талбаков, результаты которого составляют 181 тыс. 685 голосов - 5% от общего числа проголосовавших. Причину того, почему он смог собрать 210 тыс. подписей, но не собрал столько же голосов на выборах, он объяснил следующим образом:
- Когда мы собирали подписи, число избирателей составляло около 4,2 миллиона. На выборах участвовали около 3,6 млн. (86%) избирателей. Около 15%, а это около 600 тыс. избирателей не участвовали в выборах. Я думаю, возможно, в числе этих, не принимавших участие, избирателей был и наш электорат. То есть, они отдали подписи, но не участвовали в выборах... Я могу выразить недовольство результатами, но вынужден признать эти цифры. Чтобы оспорить их, мне нужны доказательства и документы о том, что были нарушения. В некоторых регионах наши наблюдатели обнаружили нарушения, но, к сожалению, не зафиксировали их документально, не сделали видеозаписи, поэтому у нас нет никаких доказательств о нарушениях, и остается признать итоги… Мы, насколько это было в наших возможностях, старались донести до населения о целях и задачах нашей партии. Избиратели встречали нас бурными аплодисментами, поэтому результаты сегодняшних выборов – на совести членов комиссии.
Связаться с кандидатом от Партии экономических реформ Таджикистана Олимджоном Бобоевым нам не удалось. Он не отвечал на наши звонки, а номера телефонов офиса партии не работали.
Фальсификация?
Между тем, эксперты считают, что результаты выборов свидетельствуют о том, что при сборе подписей в поддержку кандидатов и на выборах имела место фальсификация.
- Известно, что никто из участвовавших на выборах кандидатов не собирал подписи, - говорит аналитик Шодавлат Шонусайриев.- Подписи были собраны «кем-то» и заранее. Результаты выборов это подтверждают, так как кандидаты не смогли получить даже поддержки тех, кто «отдал» за них подписи. Ничего другого быть не могло, но оставим это на совести ЦИК, который признал эти подписи. Но я сомневаюсь и в тех данных, которые сегодня озвучивает ЦИК. Я не думаю, что кто-то из этих кандидатов смог бы набрать хотя бы 100 голосов в свою поддержку, даже если включить сюда всех родственников, знакомых и сторонников. Кандидатов никто не знает, даже тех из них, которые якобы уже давно занимаются политикой.
Далее, если была фальсификация итогов, то почему кандидатам приписали именно такие цифры, а не больше? Ответ очевиден: получился бы коллапс. Если бы Рахмон не набрал то количество голосов, которое было запланировано, получилось бы, что он не пользуется большим авторитетом. Рахмон должен был получить подавляющее количество голосов, а остальные голоса были распределены среди других кандидатов по какой-то странной схеме.
Эксперт Раджаби Мирзо также считает, что результаты выборов далеки от реальности, а те цифры, которые были оглашены - это для международных наблюдателей.
- У нас изначально отсутствовала борьба, и цифры, которые были озвучены по итогам выборов, являются придуманными, искусственными. Можно заключить, что результаты выборов были сфальсифицированными и направлены на международных наблюдателей… По моим наблюдениям, только кандидат от Компартии мог набрать больше голосов, хотя это не значит, что он был чрезмерно активен во время предвыборной кампании... Так как не было конкуренции и здоровой атмосферы, все уже заранее было предрешено.
По поводу того, почему именно такое количество голосов «получили» другие кандидаты?
Власти хотели этим показать, насколько за 7 лет выросло доверие народа к Рахмону, насколько растет его авторитет. Эти цифры для международного сообщества, а не для внутреннего, ибо в самой стране итоги выборов ни для кого не были секретом, - говорит Р.Мирзо.
МЕЖДУ ТЕМ:
На прошлых президентских выборах в ноябре 2006 года при явке в 90,9% (3 млн. 54 тыс.) Эмомали Рахмон получил 79,3% голосов (2,4 млн.).
Тогда оппонентами ему выступили 4 кандидата. Это те же Исмоил Талбаков, Олимджон Бобоев и Абдухалим Гаффоров. Аграриев представлял другой кандидат - Амир Каракулов.
Тогда наибольшее количество голосов, после Рахмона, набрал кандидат от ПЭРТ Олимджон Бобоев, за которого проголосовали 189 тыс. избирателей (6,2%). Амир Каракулов набрал 161 тыс. голосов (5,3%), Исмоил Талбаков - 155 тыс. голосов (5,1%), а Абдухалим Гаффоров - 85 тыс. (2,8%). В целом получилось, что против Рахмона тогда проголосовали около 600 тыс. избирателей. Именно столько же их было и на этих выборах, но примечательно то, что почти настолько же увеличилось число его сторонников. То есть, если в 2006 году за него проголосовали 3 млн. 54 тыс., то в этом году их число достигло более 3 млн. 600 тыс.
Если верить цифрам, то получается, что авторитет Рахмона растет, как максимум, а как минимум - остается непоколебимым. Показатели остаются высокими даже притом, что какая-то часть населения бойкотировала выборы…