На прошлой неделе (1 августа) Эмомали Рахмон посетил Москву с рабочим визитом. Главным вопросом, конечно же, стали сроки ратификации и реализации документов, подписанных в октябре 2012 года во время визита российского президента в Душанбе.
Лидер Таджикистана после переговоров заявил прессе, что осенью, после завершения парламентских каникул депутаты нижней палаты парламента республики рассмотрят вопрос о ратификации Соглашения о пребывании 201-й РВБ на территории РТ.
Между тем, как сообщает РБК, Россия может выделить на перевооружение армии Таджикистана технику и денежные средства на общую сумму до 150-200 млн. долларов, сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу по итогам переговоров между Путиным и Рахмоном.
«В целом программа готова: там часть имущества, часть техники передается и уже передана на безвозмездной основе, а часть будет сейчас финансироваться», - сказал он журналистам. Шойгу также сообщил, что Минобороны РФ получило дополнительное поручение оценить финансирование с учетом предстоящего в 2014 г. вывода из Афганистана сил НАТО и его союзников.
После переговоров в столице России задержался министр обороны Таджикистана генерал-полковник Шерали Хайруллоев. По мнению экспертов, он остался, чтобы уточнить детали реализации договоренностей об оказании помощи Москвы в техническом переоснащении и перевооружении таджикской армии взамен размещения на территории РТ военной базы.
…Некоторые таджикские эксперты считают, что именно нерешение этого вопроса наряду с нереализацией соглашения о беспошлинных поставках российских нефтепродуктов в Таджикистан, а также затягивание процесса о предоставлении некоторых послаблений для трудовых мигрантов стали причиной того, что Таджикистан до сих пор не ратифицировал Соглашение о пребывании 201-й РВБ на своей территории.
Зарифи может уйти?
МЕЖДУ тем незапланированный рабочий визит Рахмона в Россию по своей важности можно сравнить с государственным визитом в КНР в мае нынешнего года, так как в обоих случаях фигурирует формула «стратегическое партнерство», поэтому особый интерес вызывает, среди прочего, состав правительственной делегации…
В отличие прежних регулярных визитов главы государства в зарубежные страны во время этого визита отсутствовал глава таджикского внешнеполитического ведомства Хамрохон Зарифи, которого заменял его первый заместитель.
По мнению известного политолога Абдугани Мамадазимова, во внешнеполитических шагах и мероприятиях не бывает случайных факторов, поэтому отсутствие такой важной персоны, как глава МИДа на подобной встрече, свидетельствует о присутствии неких подводных течений в таджикско-российских отношениях.
- Как минимум, два фактора стали причиной не включения в состав правительственной делегации Хамрохона Зарифи, - считает он. - Зарифи по своему статусу должен быть основным проводником политики «открытых дверей и многовекторности», которая не нравится представителям сверхдержав, присутствующих в регионе и ведущих скрытую и открытую борьбу между собой, желающих большего дрейфа суверенного Таджикистана в свою сторону.
Отход от одного полюса и балансирование между сверхдержавами может субъективно оцениваться в действиях главы внешнеполитического ведомства как «уступка» или «лояльность» в сторону одного из мировых центров притяжения.
- В Кремле мог сложиться образ «западника» в лице главы МИД РТ, - говорит политолог. - И, осознав исключительную важность данного визита, глава Таджикистана не стал «раздражать» своих партнеров по переговорам по накопившимся за неполный год проблемам (от образования и миграции до военного и военно-технического сотрудничества). Отсутствие «раздражителя» в переговорах на высшем уровне может максимализировать их результат, свидетельством чего вероятно и стали их итоги в Ново-Огарево, - полагает Мамадазимов.
…По официальной версии, Зарифи не поехал в Москву, потому что якобы должен был принять участие в госприемке нового здания МИДа. Однако, по слухам, за неприсутствие Зарифи на переговорах могла высказаться и сама Москва.
Но за что Москва могла так невзлюбить главу таджикского МИДа?
Говорят, за многое. Конечно, неофициально и даже не вслух, но именно Зарифи называют главным ступором в разрешении спорных российско-таджикских отношений.
Изначально, как только он был назначен главой МИД, некоторые эксперты заявляли, что это «агент» США и предрекали ухудшение отношений с Россией. А Wikileaks назвал его ярым проамериканским политиком, которому Штаты за лоббирование их интересов якобы в 2005 году пообещали сначала пост главы МИДа Таджикистана, а потом уже и президента, сообщал проект Wikileaks.
Зарифи возглавил МИД в 2006 году, через год после встречи, о которой заявлял Wikileaks. Была она или нет, конечно, достоверно неизвестно, как невозможно подтвердить и приведенные Wikileaks данные. Однако то, что таджикско-российские отношения за последние годы действительно только ухудшались, это факт.
Российские эксперты, например, полагают, что возможно именно из-за него до сих не может разрешиться вопрос с 201-й базой.
«Власти Таджикистана намерены ратифицировать Соглашение о пребывании на своей территории российской военной базы только после того, как Россия выполнит свои обещания о предоставлении льготного режима таджикским мигрантам и отмене пошлин на поставки нефтепродуктов. Приводят они жесткую позицию республики, обозначенную Зарифи». (18 января, газета «Коммерсантъ»).
Недопонимание возникло между Москвой и Душанбе по нашумевшему «делу летчиков» а конкретно - российского гражданина Владимира Садовничего. 10 ноября 2011 года департамент информации МИД распространил сообщение о телефонном разговоре Зарифи с Сергеем Лавровым. «Хамрохон Зарифи выразил сожаление приданием политической окраски делу, связанному с нарушением уголовного законодательства Республики Таджикистан. В связи с заявлением своего коллеги о несвоевременном предоставлении информации относительно задержанного гражданина Российской Федерации он отметил, что за период предварительного следствия и судебного процесса по данному делу Министерство иностранных дел Российской Федерации и посольство России в Таджикистане ни устно, ни письменно ни разу не обращались в МИД Таджикистана», – отмечалось в сообщении.
… Второго августа президент России Владимир Путин освободил от должности посла в Таджикистане Юрия Попова. Отставка произошла сразу после визита Рахмона в Москву и, хотя по мнению экспертов, это событие никак не связано с данным визитом, тем не менее есть мнение что она могла в некоторой степени стать следствием неудовлетворительных таджикско-российских отношений.
Следует ли нам ждать других политических рокировок, но теперь уже в таджикском лагере? Время покажет, но разговоры о скорейшем уходе главы таджикского МИД со своего поста в обществе уже муссируются.
МЕЖДУ ТЕМ:
ВО время переговоров Рахмона и Путина также было уделено внимание различным аспектам торгово-экономического сотрудничества. Стороны затронули вопросы сотрудничества в сфере энергетики, трудовой миграции, образования, науки, техники и культуры.
Путин отметил, что доля России во внешнеторговом обороте Таджикистана составляет 21%, подчеркнув, что объем российских инвестиций в таджикскую экономику составляет $1,5 млрд.
Лидер России, высоко оценив двустороннее сотрудничество в сфере образования, в частности, отметил, что на данный момент в России обучаются, примерно, 5 тыс. таджикских студентов. Он подчеркнул, что только в прошлом году 500 таджикских граждан поступили в российские вузы за счет бюджета РФ.