Я не в обиде
16.11.2014, 18:51
Марек Мажец
Собственник компании Ewa-Bis (Польша). Компании поляка Марека понадобилось всего пару недель, чтобы заменить в своем бизнесе Россию на Алжир. Вопрос в том, сколько понадобится времени нам, когда закончатся запасы краснодарских яблок?
Я помню тот день, когда Россия ввела санкции, - паники не было. И ее не могло быть. Все умные ребята из Европы ожидали введения санкций Россией. Когда Европа и Америка начали вводить ограничения, я думал - когда вы наконец-то ответите, а не ответите ли вообще. Это политика. Ни одно нормальное государство, уважающее себя, не стало бы молча принимать запреты по отношению к себе от других стран. Россия сделала ответный ход, и с точки зрения имиджа и своего положения в мире она права. Поэтому я заранее начал искать замену России для своего бизнеса.
Санкции - очередной кризис, иначе это воспринимать не стоит. Нужно ответственно относиться к бизнесу. Я бы даже сказал, что нужно вести умный бизнес. Для меня главный критерий грамотного управления компанией - распределение сбыта. Нельзя зависеть только от одного клиента. Кроме того, опасно, когда на одного клиента приходится более 25% оборота. Россия как раз занимала в доле товарооборота моей компании 25%, поэтому для нас санкции не стали крахом. Понятно, что минус четверть доходов - много для любой компании, но это не так страшно. Некоторые польские компании зависели от России на 60-70%. Это их ошибка, за которую они поплатились.
Лично я не в обиде на вас. Эмбарго только помогло мне развить бизнес. Например, мои ребята мобилизовались и начали активно искать другие рынки сбыта, получая при этом новый опыт. Ожидая санкций, мы стали активно участвовать во всевозможных мировых продовольственных выставках. У нас появилась возможность купить франшизу недорого с использованием ресурсов правообладателя. На сегодня завязались хорошие отношения с Марокко и Алжиром. Оказалось, что в последнем ребята едят в четыре раза больше яблок, чем даже в Польше. Да, климат в Африке позволяет выращивать яблоки, но без преувеличения - вкусовые качества польских яблок намного лучше. А еще мы серьезно присмотрелись к западным переработчиками фруктов и овощей. Нам понадобилось всего две-три недели, чтобы восполнить свои потери от закрытия границ России. Слез никто не лил.
Кому в Польше пришлось тяжелее всего, так это фермерам, хотя и в этом я сильно сомневаюсь. Тут вот в чем дело: я могу быстро переориентироваться на другой товар, а фермер уже вырастил перец. Вообще, продажа фруктов и овощей сильно зависит от сезонов и от выращиваемого продукта. Тот же перец нужно продать быстро, поэтому производители перца или той же капусты понесли кое-какие убытки. А вот яблоки -не скоропортящийся продукт. В Польше хорошо развита складская отрасль, поэтому то, что не ушло в Россию, мы положили на склады и начали искать другие направления для сбыта. Ничего не гниет у нас. Это заблуждение. Еще один важный момент, который в России мало транслируется официальными СМИ: ни один польский фермер из-за санкций не обанкротился, это невозможно в нашей стране. Наши фермеры любят говорить: «Из семи урожаев только один выходит хорошим». Риски заложены в любом фермерском хозяйстве - непогода, болезни культур и т. д. Санкции были восприняты как одно из возможных чрезвычайных обстоятельств. Фермеры — сильные ребята, они знают, как спасти себя. Для них нормально, что доходы из года в год разные, а не на одном уровне. Конечно, им жалко, что в этом году сам по себе урожай хороший, а Россия закрыла границы, но никто от этого не умер.
Еще одна деталь - Европа стоит за своих фермеров. В этом много политики: фермерством занимается большая масса людей, имеющих право голоса на выборах. Отчасти благодаря этому из бюджета страны на поддержание агропромышленной отрасли выделяется около 60% - немаленькие деньги. Наше правительство никогда не допустит, чтобы фермеры стали банкротами. Ежегодно они получают субсидии, размер которых зависит от обрабатываемых гектаров, плюс государство помогает им с приобретением техники, оборудованием складов. Независимо от погоды или санкций они получают эти деньги. Надо признать, что санкции от России - новая для Европы ситуация, такого в истории еще не было. ЕС - огромная бюрократическая машина, нужно время, чтобы разработать новые механизмы, которые будут помогать фермерам конкретно в этой ситуации.
А вот поставщики не так интересны своему государству. Компаниям вроде моей поддержка идет только в виде лоббирования интересов на новых рынках сбыта, выстраивания там благоприятных отношений на уровне правительства, чтобы бизнесу легче было договариваться. Это неплохая поддержка, но не та, которую мы ожидали.
Одна из главных проблем сегодня - низкий уровень безопасности торговых отношений, вероятность не оплаты очень велика. Мы бы хотели получить финансовую подстраховку, чтобы свободнее работать на экспортном рынке, но нам никто ее не предлагает. У меня был клиент в Ставрополе. Два года я поставлял ему овощи и фрукты. Перед введением санкций я отправил туда две фуры томатов и две фуры яблок, а деньги до сих пор не получил, и никто не может оказать мне помощь. Это мои убытки, которые никого не интересуют. Согласитесь, что к фермерам несколько иное отношение.
Когда ты хорошо работаешь, зарабатываешь хорошие деньги, то надеешься, что твое хорошо - навсегда, и у этого желания нет национальности или гражданства. Бизнес есть бизнес. На санкции нельзя смотреть только с точки зрения санкций. Санкции - это результат. Нужно брать во внимание то, что случилось в корне, кто нарушил стабильность в этом царстве мира. Мне кажется, что в такой ситуации не может быть одного стопроцентного виновника. Ситуация сложная, и судить ее сложно. Ясно одно, что победителей в ней нет, а проигравшие - бизнесмены, причем бизнесмены любой страны, которая ввязалась в эту войну. Польские компании точно пострадали от российских санкций, думаю, и в России фирмы, которые работали с нами, терпят убытки. Нам пришлось искать новые рынки сбыта, вам - новых поставщиков и производителей. Я уверен на сто процентов, что ни польский бизнесмен, ни российский, ни даже американский или немецкий не поддерживают санкционную войну. Это зло для самого явления под названием «бизнес».
Я разделяю для себя страну с историей, традициями, религией и страну-правительство.
Каждый человек должен уважать свою родину, и я ее уважаю, но у меня есть вопросы к нашему правительству. Мы платим налоги, а они едят на них. Очень часто бывает, что нас не хотят слушать. Ребята, у меня нет иллюзий, мы, как и вы, разменная монета для наших политиков. Война - тому главное доказательство. Санкции -еще одно яркое доказательство. Я бы хотел быть оптимистом, но, объективно оценивая ситуацию, могу сказать, что санкции не отменят в ближайшее время - ни ваши, ни наши. Эти вопросы решены, и время для ослабления тоже оговорено давно - плюс-минус. Нам об этом, конечно, не скажут.
Лично для меня Россия осталась прежней.
Как бизнесмен я понес убытки, но это никак не отразилось на моем отношении к вам. Я Россию знаю более 35 лет. Я сам долгие годы экспортировал фрукты и овощи в Россию, помогал METRO Cash & Carry открывать магазины в вашей стране. Я очень много, причем просто так, путешествовал по вашей стране, много общался и продолжаю общаться с русскими. У меня никаких проблем в отношениях нет. Да, есть много поляков, которые плохо относятся к русским, но не санкции тому причина, не стоит на этом заострять внимание. Есть много семей, которые пострадали во время Второй мировой войны, их родственники погибли в России - вот это сформировало отношение, санкции лишь усугубили его. Знаете, санкции - не повод городить изгородь.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам
зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.