Согласно легенде, первым олимпийским чемпионом стал древнегреческий атлет Короибус из Элиса, быстрее всех пробежавший расстояние длиной в один стадий (около 192 м), от которого и пошло слово «стадион». Бежал он, понятное дело, в чём мама родила, потому что тогда все спортсмены так выступали. И не из соображений запрещённой пропаганды, а потому, что так удобнее.
Плюс, по легенде, в период проведения Олимпийских игр все военные и прочие конфликты прекращались, так что не нужно было обеспечивать личную и общественную безопасность. Плюс такое обмундирование соответствовало олимпийским принципам, изложенным и в современной хартии: «Игры объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях». С голым, извините, задом все обладали равными правами, а Короибус по профессии был пекарем, то есть спортсменом-любителем, как и указано в хартии.
Времена с тех пор изменились. Теперь участники Олимпийских игр, в том числе и представители СМИ, приезжают на соревнования вооружёнными до зубов в прямом и переносном смысле. И, благодаря вооружённому глазу корреспондентов, большинство из нас будет следить за перипетиями соревнований глазами и ушами средств массовой информации. То есть опосредованно. Соответственно и приоритеты освещения будут определяться - уже определяются! - журналистами. Их (приоритетов) пока два: безопасность и снег. Да, и ещё негасимый факел. То есть не всегда гаснущий. Или лучше так: не гаснущий в отсутствие кислорода - в космосе или на дне Байкала. А при его избытке ещё как гаснущий - после 70 раз, все уж со счёта сбились.
Одно из первых упоминаний негаснущего факела относится к зимним Олимпийским играм 1988 г. в канадском городе Калгари. Тогда факелом занимался Национальный научно-исследовательский совет Канады - государственное агентство, курирующее научные исследования и разработки. По форме факел напоминал главную достопримечательность города «Башню Калгари», и горело в нём специальное топливо, которое должно было «сделать всё, чтоб вовек олимпийский огонь не погас», говоря словами из песни про московскую Олимпиаду. И сделало. Факел не погас если не вовек, то, по крайней мере, в течение 88 дней и на протяжении 18 000 км, пока огонь путешествовал по Канаде. Это было особенно важно в свете предыдущей канадской Олимпиады в Монреале, где огонь погас не в факеле, а в Олимпийской чаше через несколько дней после начала Игр. Разожгли олимпийский огонь тогда просто - чиркнули зажигалкой, как в Москве. Под водой факел тоже плавал. Только не в глубинах Байкала, а на Большом барьерном рифе в Австралии по пути к Сиднею в 2000 г. Его разработкой занимались учёные университета штата Аделаида, и их главной задачей было учесть уроки предыдущей австралийской Олимпиады в Мельбурне 1956 г. Тогда австралийский спортсмен Рон Кларк вбежал на стадион, мужественно сжимая в обгоревших руках факел, из которого вылетал фейерверк из кусков алюминия и магния. Так что для Сиднея решили использовать смесь бутана (65%) и пропана (35%). В Сочи, кстати, тоже используется пропан, только чистый, который через клапан выходит небольшими порциями, смешивается с воздухом и превращается в горючую смесь.
Что же касается безопасности - не факелоносцев, а глобальной, - то вопросы её обеспечения, то есть вооружения в прямом смысле, особо не освещаются - по соображениям обеспечения безопасности. Комплексная система обеспечения безопасности Олимпийских игр «Сочи-2014» была представлена ещё в 2008 г. на Международном салоне «Комплексная безопасность» («ISSE-2008»), но её детали, как справедливо заметил один из обозревателей, известны лишь тем, кто её разработал. В частности, МЧС России в своём докладе о мерах по обеспечению безопасности упоминало строительство семи новых пожарных депо, которые планируется иметь к началу Олимпиады в районах проведения соревнований и массового пребывания, восьми вертолётных площадок, конно-кинологического центра МЧС России, реконструкцию 12 пожарных депо Сочинского гарнизона пожарной охраны, а также «построение специализированной информационной сети Единой автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления в составе Комплексной автоматизированной системы безопасности и антитеррористиче-ской защищённости, совмещённой с общей информационной сетью информационно-автоматизированной системы управления «Олимпиада Сочи-2014». Выговорить трудно, не то что понять!
Согласно МЧС, для оповещения и информирования населения в местах проведения соревнований в Сочи создано девять терминальных комплексов ОКСИОН (Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей): два светодиодных экрана в пунктах уличного оповещения населения, 40 плазменных экранов и 20 «бегущих строк» в пунктах, расположенных в помещениях, шесть датчиков подсистемы радиационного и химического контроля и 51 видеокамера. Поскольку выглядит всё это конкретно, но прозаично, СМИ, в особенности американские, предпочитают рассказывать о «тотальном контроле за средствами коммуникаций». Как если бы Президент США не объявил о мерах контроля над деятельностью Агентства национальной безопасности, согласно которым подслушивать разговор Президента Франции с любовницей нельзя, а с сожительницей можно, поскольку у неё политический статус «первой леди». Ещё СМИ расплывчато упоминают подводные сонары, которые должны идентифицировать «чужие подводные лодки», «подводные автоматы» (видимо, АДС), «антибаллистические ракеты», а также беспилотники, якобы впервые используемые на Олимпиаде. Да, и ещё главную инновацию - запрет Росавиации на провоз жидкостей. Кстати, ошибаются те, кто считают, что изобретательные запреты - сугубо наше изобретение. На летних Олимпийских играх в Лондоне список запрещённых к использованию предметов, помимо жидкости в ёмкостях более 100 мл и вувузел, включал в себя «избыточные количества еды, головные уборы большого размера, большие зонтики, штыки, заточки из расчёсок и модифицированные пряжки для ремней». Братва не пройдёт! Да и беспилотники не инновация - в Лондоне их было несколько десятков. А также ракетные системы «земля-воздух» Rapier, размещённые на крышах домов и на знаменитых лондонских газонах, истребители четвёртого поколения Typhoon, да ещё и авианосец, каким-то образом поместившийся в Темзе. «Антибаллистических» ракет, конечно, не было, а что имел в виду зарубежный коллега, говоря о Сочи, непонятно - видимо, S-400. А ещё в Лондоне обеспечением безопасности занимались 48 000 сотрудников правоохранительных органов (в Сочи 40 000), 17 000 солдат (это в два раза больше, чем на тот момент британских войск в Афганистане), 55 групп кинологов с атакующими собаками и неназванное количество спецназовцев. При этом материальная часть включала в себя сотни тысяч камер наружного наблюдения, оборудованных программным обеспечением для опознавания лиц и номерных знаков на машинах, 18 км колючей проволоки под высоким напряжением и самую главную олимпийскую новинку - дальнодей-ствующее акустическое устройство, поражающее людей звуком мощностью в 150 децибел.
Между прочим, Бразилия, где этим летом пройдёт чемпионат мира по футболу, а через два года - летние Олимпийские игры, тоже надеется на два БПЛА, которые она закупила у Израиля за $25 млн. Плюс ещё два уже состояли на вооружении с 2001 г., итого четыре. Плюс от 3 000 до 5 000 солдат в каждом из 12 городов, где будут проходить матчи чемпионата мира, плюс ещё дополнительно 20 000 военнослужащих для общей безопасности. Главной же «фишкой» бразильского чемпионата станут 30 роботов-бомбоискателей, поставленных фирмой iRobot, которая известна своим пылесосом Roomba. Роботы займутся наблюдением, осмотром потенциально опасных зон и предметов, вывозом подозрительных предметов и обнаружением химических и взрывчатых веществ. Подход нестандартный, но правильный - в фавелы даже спецназовцы ходить не любят. И список подозрительных предметов с каждым годом только растёт. Кому бы пришла в голову мысль о том, что марафон в Бостоне можно скороварками взорвать? Пришла двум уроженцам как раз Северного Кавказа, а не тем, кому вменено заниматься предотвращением терактов. Зато теперь в Сочи американскую делегацию возглавляет бывшая министр национальной безопасности Дженет Рино - от её присутствия американским спортсменам, вероятно, спокойнее станет.
В Сочи же приметой Олимпиады станут пушки. Снежные, конечно, ибо без снега на Олимпиаде никак не обойтись - как без мер безопасности. Впервые машины для производства искусственного снега были использованы на зимней Олимпиаде 1980 г. в Лейк-Плэсиде, хотя до этого в Инсбруке в 1964 г. личному составу австрийской полиции пришлось вырубать горный лёд для обеспечения покрытия трассы для бобслея (сама трасса делается из бетона). На прошлой зимней Олимпиаде в Ванкувере организаторы из-за необычно высокой температуры превратили 95,3 млн л воды в снег с помощью 35 пушек, «обстрелявших» гору Сайпресс, на которой проводились соревнования по лыжному фристайлу и сноубордингу. Конструкция пушек проста и эффективна, поскольку использует сжатый воздух для распыления капель воды, которые превращаются в снег, падая на землю. Это если температура ниже нуля. Если же она достигает +11°С, как это случилось в Ванкувере, то пушки становятся бессильны, и приходится доставлять настоящий снег с помощью вертолётов и грузовиков с не очень-то близко лежащих гор. Интересно, что Ванкуверу принадлежит заслуга в международном признании «настоящего» искусственного снега, точнее, одной из самых популярных его разновидности, использующейся для создания спецэффектов при съёмках фильмов. Местный изобретатель Джон Куи ещё в 2002 г. придумал новый способ создания натурально выглядящего снегозаменителя. Его детище под названием Sno-FX использовалось, например, в недавно вышедшем очередном фильме про хоббитов. Конечно, при стоимости «снега», равной $28 за кг (хватает примерно на 17 кв. м), в Сочи его возить будет дороговато. На съёмки второго «Хоббита» «снег» в Новую Зеландию, правда, возили из Ванкувера. Но при бюджете в $200 млн фильм заработал около миллиарда, а в Сочи пока что так называемые «инвесторы» попросили (и получили) у Внешэкономбанка отсрочку по кредитам до 2016 г.
Впрочем, технология освоения олимпийских средств и связанные с этим спецэффекты - это отдельная непостижимая тема. Например, в том же Ванкувере на церемонии открытия Игр использовался «снегозаменитель» английского, а не местного производства. Да и коррупция стара, как сами Олимпийские игры. Когда в V в. до н.э. афинский законотворец Солон пролоббировал освобождение от долгов, он перед выходом соответствующего закона сообщил об этом дружкам, которые тут же набрали ссуд, но отдавать их уже не стали. А строительство Акрополя в Афинах ознаменовалось «нецелевым» использованием Периклом бюджетных средств и «разбавленным» золотом при изготовлении статуи Афины. Хотя в Сочи, как сообщил вице-премьер Дмитрий Козак, нецелевого использования средств в ходе подготовки к Олимпиаде не было. Что не помешало неназванному представителю МОК оценить коррупционные потери как треть всех затрат на Олимпиаду.
Однако в Сочи искусственный «искусственный» снег не понадобится. Благодаря финской фирме Snow Secure Олимпиада будет обеспечена заранее приготовленным и хранящимся в запасниках снегом. «Настреляют» его то ли 400, то ли 500 пушек, теперь уже являющихся стандартным вооружением каждой зимней Олимпиады. Точное количество установить трудно - видимо, по соображениям безопасности. К тому же не очень понятно, чьего производства эти пушки. Сначала говорили, что их закупят в Израиле, потом чиновники опровергли эту информацию и сообщили, что артиллерию купили в США. В США одним из известных поставщиков снежных пушек является компания SnowMagic. И она вот уже 20 лет использует разработанную в Японии технологию, при которой происходит быстрое замораживание воды в виде тончайшей плёнки льда. Эта плёнка потом разбивается до порошкообразного состояния сжатым воздухом. Технология позволяет производить снег при температуре +15°С, а иногда и при +30°С.
Но, по крайней мере, на горнолыжном курорте «Роза Хутор» будет использоваться технология другой американской компании, SMI Snowmakers. Усилиями американских специалистов и их российских представителей из самарской компании СКАДО на «Хуторе» был построен целый завод по производству снега. Согласно презентации американской компании, общая мощность используемых насосов составляет 8 МВт, обеспечивая доставку 2750 кубометров воды в час на близлежащие склоны по трубопроводам общей протяжённостью 35 км к 450 пушкам. То есть пушек всё-таки 450!
Финское же участие в вооружении Олимпиады заключается в предоставлении простой и эффективной технологии хранения большого количества заранее произведённого снега (для Сочи - 750 000 кубометров). Снег сначала уплотняется с помощью ратрака - специальной снегоуплотнительной машины на гусеничном ходу, а потом закрывается двумя теплоизоляционными покрывалами. Одно из них сделано из листов алюминиевой фольги с прослойкой из пены, второе - из геотекстиля, который не даёт накапливаться влаге. В случае необходимости достаточно будет открыть любое из десяти снегохранилищ и доставить снег на нужную площадку. Кстати, необходимость использования искусственного снега предписана Международным олимпийским комитетом, и совсем не потому, что Сочи находятся в субтропиках. Помимо того, что искусственный снег гарантирует независимость от капризов погоды, он обеспечивает одинаковые для всех условия выступления (как и записано в хартии). Такой снег более влажный и жёсткий, поэтому качество трассы остаётся неизменным после того, как по ней проедет десяток спортсменов. Соответственно, и спортсмены его любят. И, чтобы не ударить в снег лицом, принимают меры по обеспечению своего преимущества за счёт технологии. О чём в Олимпийской хартии ничего не написано, потому что в момент её принятия технологий особо-то и не было.
Например, с мая прошлого года женская сборная США по прыжкам на лыжах с трамплина использует для тренировок аэродинамическую трубу, построенную на высохшем солёном озере Бонневилль (штат Юта) для подготовки гоночных автомобилей. Спортсменки по ней не летают, а «продуваются» на специальной подставке, отрабатывая оптимальное положение тела перед прыжком. Данные при этом проецируются на пол, чтобы участницы «продувки» могли вносить коррективы в реальном времени. Впрочем, это далеко не первый случай использования трубы в подготовке к Олимпиаде. В Канаде, например, всё тот же Национальный научно-исследовательский совет ещё в конце 70-х гг. прошлого века построил аэродинамический туннель размером 2x3 м, в котором канадские лыжные чемпионы испытывали свои костюмы.
А для скоростного спуска исследователи разработали костюмы из материала с микрозубчиками, напоминающего кожу акулы. Такая структура поможет лучше адаптироваться к влажному плотному воздуху Сочи, который повышает лобовое сопротивление. Благодаря анализу данных, полученных во время тренировочных спусков и 100 «продувок» в аэродинамической трубе, учёным удалось создать костюм, на 17% снижающий лобовое сопротивление. В дизайне учитывалось даже расположение швов и застёжек-молний. Застёжки-молнии пришли на ум и конструкторам костюмов для более молодых видов спорта, например могула, - вида лыжного фристайла, заключающегося в спуске по склону с буграми (могулами), - и лыжной акробатики. Фирма Columbia, обеспечившая обмундированием в том числе и сборную России по фристайлу, придумала новый вариант молнии, в котором замок наглухо стыкуется со стопором, не позволяя влаге попадать внутрь костюма. Однако одними костюмами Олимпиаду не выиграешь, тем более в таких высокотехнологичных видах спорта, как скелетон и бобслей. Сани-скелетон сделаны из стекловолокна и стали. Они покоятся на стальных коньках, а спортсмен укладывается в специальный корпус из стекла- или углепластика (кому что по карману, а совсем не в соответствии с хартией). Стальной ложемент внутри саней подгоняется под индивидуальное телосложение. В скелетонах, которые будут участвовать в гонках в Сочи, регулируемая рама саней позволяет спортсменам легко менять положение тела во время гонки и таким образом управлять санями - других инструментов управления в них нет. Что же касается бобслея, то, как говорят профессионалы, победа в соревнованиях начинается задолго до зоны старта -она начинается с конструкции быстрого и мощного боба. В этом году зрителям зимних Олимпийских игр предстоит увидеть новые двухместные бобы, разработанные инженерами автомобильной компании BMW. Но не для своих соотечественников, а для сборной США, которая с 1952 г. не завоевала ни одной медали в этом виде спорта.
В качестве материала взамен традиционного стеклопластика разработчики выбрали углепластик вроде того, что используется в новой версии BMW i3. Это позволило высвободить около 7 кг, которые были перераспределены для понижения центра тяжести и увеличения скорости. Сочинская трасса, отличающаяся поворотами на спуске и тремя участками с подъёмом в гору, требует немалого мастерства от пилота. Для того чтобы обеспечить управление пулей летящего боба без тормозов, инженерам пришлось полностью переработать всю систему тросов управления, а также отсканировать тела конкретных спортсменов для индивидуализации каждого боба.
Помимо нового BMW, в сочинском бобслее состоится ещё одна мировая премьера с именем. Имя это Omega, а новый инструмент знаменитой часовой фирмы, который будет установлен на каждом бобе, представляет собой многофункциональный спидометр. Датчик скорости в устройстве записывает скорость боба в течение всего заезда. Трёхмерный гироскоп постоянно определяет угловую скорость снаряда, а 3D-акселерометр позволяет следить за силами, воздействующими на пилота во время заезда, причём каждая из трёх осей измеряет различный параметр ускорения. Показатели каждого гонщика будут мгновенно доступны как тренерам, так и соперникам. И, естественно, средствам массовой информации, которые уже взяли это устройство на вооружение для того, чтобы использовать данные от разных гонщиков в реальном времени в телерепортажах. Так что нам, зрителям, останется только устроится поудобнее, вооружится инновационным телевизором с вогнутым экраном за 400 тыс. рублей и не думать о том, что наш олимпийский кредит на покупку нам вряд ли кто простит.