В Верховном суде Таджикистана 28 августа завершилось рассмотрение громкого уголовного дела в отношении руководителей компани «Умед 88».
Адвокаты главы компании Раджабали Одинаева вышли из зала суда расстроенными. Они отказались от общения с журналистами и лишь дали понять, что не согласны со сроком тюремного заключения, который требует для их подзащитного гособвинение.
"СЧИТАЮ СЕБЯ НЕВИНОВНЫМ"
Из-за того, что дело рассматривалось в закрытом режиме, остается неизвестным – какое наказание прокуратура требует для руководителей некогда одного из самых успешных на рынке нефтепродуктов страны компаний. "Все подробности только после объяления приговора", кратко сказал журналистам председательствующий на процессе.
Раджабали Одинаева привезли в зал суда в окружении многочисленных сотрудников правоохранительных органов. Главе компании «Умед 88», который за время, проведенное в СИЗО, сильно похудел, не дали общаться с родными.
Как стало известно, в последнем слове Раджабали Одинаев заявил, что не считает себя виновным и требует, чтобы его освободили. Он также попросил дать ему время, чтобы он мог полностью расплатиться перед государством.
Более месяца назад председатель Верховного суда Таджикистана Шермухаммад Шохиён сообщил журналистам, что глава компании «Умед-88» обвиняется в совершении семи преступлений.Однако от отказался раскрыть детали уголовного дела из-за того, что «некоторые поступки Одинаева имеют секретный характер». По этой же причине, по его словам, дело рассматривается в закрытом режиме.
Ранее Генпрокуратура РТ сообщила, что глава компании «Умед-88» обвиняется по трем статьям Уголовного кодекса РТ в хищении средств, выданных в качестве кредита в особо крупном размере, злоупотреблении служебными полномочиями, повлекшие тяжкие последствия, а также в присвоении и растрате средств. Вали Ваххобов, заместитель Генерального прокурора Таджикистана заяаил, что в ходе расследования все руководители компании «Умед-88» полностью признали вину в предъявленных им обвинениях.
АРЕСТ ПОСЛЕ КРИТИКИ ПРЕЗИДЕНТА
Раджабали Одинаев и директор компании "Умед-88" Идибек Ибрагимов были арестованы осень прошлого года после того, как президент Таджикистана Эмомали Рахмон на встрече с предпринимателями подверг резкой критике Министерство финансов страны за то, что "разными непонятными способами" предоставило «Умед-88» из госбюджета средства в размере более 170 миллионов сомони. По словам главы государства, эти средства ООО «Умед – 88» уже в течение почти двух лет не может вернуть в бюджет.
После этой критики сотрудники Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией Таджикистана задержали Раджабали Одинаева и Идибека Иброхимова. В антикоррупционном ведомстве сообщили, что 15 мая 2015 года ОАО «Рогунская ГЭС», Министерство финансов и ООО «Умед-88» подписали трехстороннее кредитное соглашение, в котором ОАО «Рогунская ГЭС» выступало в качестве кредитора, а Минфин и «Умед-88» - в качестве заемщиков. Согласно документу, компании «Умед-88» было выделено 171 миллиона сомони (19,5 млн. долларов) «для развития агропромышленного комплекса в РТ посредством обеспечения аграрных хозяйств дизельным топливом». Средства должны были быть возвращены не позднее 31 декабря 2015 года.
В сообщении антикоррупционного ведомства отмечалось, что учредитель компании Раджабали Одинаев и другие ответственные лица, «воспользовавшись своими служебными полномочиями, вопреки интересам государства и с грубым нарушением требований кредитного соглашения, занимались «нецелевым использованием» полученных средств. Агентство по госфинконтролю и борьбе с коррупцией Таджикистана выяснило, что 74 миллионов сомони полученного займа были направлены на погашение задолженностей «Умед-88» перед «Амонатбанком» и «Таджиксодиротбанком».
"ОТПУСТИТЕ МЕНЯ, Я ВЕРНУ ДЕНЬГИ!"
Компания «Умед-88» была основана в 1996 году предпринимателем Раджабали Одинаевым. Она занималась поставками топлива из России, Казахстана и Туркменистана. По всей стране действовало около 70 АЗС компании. До прошлого года компания «Умед-88», наряду с компаниями «Газпромнефть-Таджикистан», «Таджик Петролиум» и «Аурум Спика» занимала доминирующее положение на топливном рынке Таджикистана.
В начале июля Раджабали Одинаев обратился с письмом к президенту Таджикистана Эмомали Рахмону с просьбой содействовать в изменении меры пресечения на подписку о невыезде, чтобы он мог не только полностью расплатиться перед государством, но и выделить средства на строительство Рогунской ГЭС. «Имущество компании «Умед-88» арестовано и выставлено на продажу. Но продажа имущества сейчас невозможна из-за того, что руководство компании арестовано», отметил в своем письме Раджабали Одинаев.
Ответа на эту просьбу известного предпринимателя не последовало.