Пока по факту смерти 5-месячного Умара, скончавшегося при невыясненных обстоятельствах в г. Санкт-Петербурге, уголовное дело не возбуждено.
По факту смерти 5-месячного гражданина Таджикистана Умарали (Умара) Назарова, скончавшегося при невыясненных обстоятельствах в г. Санкт-Петербурге, начата проверка следственных органов, пока уголовное дело по данному факто не возбуждено. Об этом в интервью радио Озоди сообщил руководитель таджикской диаспоры в Санкт-Петербурге Ахтамбек Махмадов. По его словам, российские правоохранительные органы приступили к проверке фактов смерти младенца спустя сутки после того, как его мать – мигрантка из Таджикистана Зарина Юнусова была задержана по обвинению в нарушении миграционного законодательства. Ахтамбек Махмадов сообщил, что власти пообещали возбудить по данному факту уголовное дело и виновные будут наказаны. Махмадов сообщил, что руководство таджикской диаспоры сотрудничает с полицией, с целью содействия возбуждению уголовного дела. «Сам факт того, что грудной ребенок, в возрасте 5 месяцев был отлучен от матери, задержанной полицией, уже является нарушением. А тот факт, что он скончался на следующий день, является вопиющим случаем, требующим тщательного расследования и наказания виновных», говорит он.
Тем временем, по сообщению телеканала «Санкт-Петербург», дело по факту скончавшегося в больнице им. Цимбалова Умарали Назарова взял под контроль Следственный Комитет. В сообщении говорится, что «не исключено, что причиной его гибели могло стать вирусное заболевание». Ранее Павел Астахов, уполномоченный по правам ребенка в России заявил о том, что дело о трагической смерти таджикского младенца взято им под контроль. По словам главы таджикской диаспоры, именно после этого заявления российские следственные органы "заметно зашевелились".
Трагедия произошла 13 октября, когда мать и младенец были задержаны и доставлены в полицейский участок. Зарина Юнусова была заподозрена в нарушении миграционного законодательства. После составления протокола, она была отправлена в суд, где была признана виновной и подвержена выдворению из территории России. Когда мать спустя 5 часов вернулась в полицейский участок забрать ребенка, там не смогли вразумительно объяснить где он находится. На следующее утро, 14 октября ей позвонили и сообщили о смерти ребенка, который находился в больнице им. Цимбалова. Об этом сообщило посольство Таджикистана в Москве.
Махмадов считает, что полиция изначально нарушила закон, когда изъяла ребенка у матери и не передала его в руки ближайших родственников или служб опеки. Тем более, что на законных основаниях в Санкт-Петербурге проживала бабушка ребенка Мехринисо Назарова, которая после трагедии в интервью российским СМИ заявила, что ее просьбу передать ей ребенка, не удовлетворили. Более того, переданная ею бутылочка с молочной смесью «была оставлена на подоконнике отдела полиции», а ребенок так и не был накормлен. Через некоторое время за ним приехала карета «Скорой помощи» и уже на следующее утро они узнали о смерти младенца. Махмадов заявил от имени семьи, что ребенок, отлученный от матери на долгий многочасовой период, ничем не страдал и был совершенно здоров. «Сейчас следствие и судмедэкспертиза должны установить причину смерти ребенка», заявил он. Однако ход событий усложняется еще и тем, что по решению российских властей, мать, обвиненная в нарушении миграционного законодательства, должна будет покинуть территорию этой страны по решению суда. «Ей нужно будет покинуть Россию в течение 15 суток после вступления в законную силу решения суда», сообщил он. Тело ребенка до сих пор находится в морге и еще не известно, когда именно оно будет передано родителям.
По факту трагической смерти таджикского младенца в г. Санкт-Петербурге посольство Таджикистана в Москве попросило МИД РФ о тщательном расследовании и объективном разбирательстве. МИД России выразил соболезнование семье ребенка и заверил, что для выяснения всех обстоятельств инцидента отправлены соответствующие запросы в МВД, ФМС, Минздрав и Генпрокуратуру России.
Факт трагической смерти младенца в Санкт-Петербурге вызвал критику в адрес российских правоохранительных органов, часто нарушающих права мигрантов, в особенности таджикских мигрантов, приезжающих в эту страну на малооплачиваемую работу. В социальных сетях судьбу Умарали сравнивают с недавней трагедией сирийского беженца Айлана, не доплывшего до заветных берегов Европы в поисках безопасности и лучшей жизни.
Мави Масаби (Мавджуда Собирова), известная журналистка и поэтесса из Таджикистана, опубликовала свое посвящение Умару на странице в Фейсбуке:
Прости, малыш..
Кто слезы Матери оплатит в Судный день?
Кто на себя возьмет грех страшный и жестокий?
Мигрант бесправный для чиновника - мишень,
Пропахли смертью мной оплаканные строки...
Проснись же совесть, заплутавшая моя.
Проснись... Кричи. И бей в набат. И в души.
Ведь гастарбайтер - это "мусор" бытия,
Где каждый, кто сильнее, его душит.
Где каждый, кто на чин его важней,
На голову, по статусу, чуть выше,
Ударить, норовит, под дых больней,
И опустить, бесправного, пониже.
Прости, малыш, что не смогли спасти,
Мы все в ответе за твою погибель.
Народ уставший на своем пути,
Утративший и смелость, и обитель...