Кем был убитый на месторождении Назар-Айлок Нуриддин Темиров и кто мог стоять за этим преступлением?
УБИЙСТВО директора месторождения Назар-Айлок Нуриддина Темирова произошло в ночь с 1 на 2 сентября. Вооруженные люди пробрались к рабочему кабинету Темирова, известного в народе как Ходжи Нуриддин, и произвели в него семь выстрелов в голову и грудную клетку, от чего тот скончался на месте происшествия.
Для расследования данного факта была создана оперативно-следственная группа. На данный момент никаких данных по расследованию СМИ предоставлены не были.
Из Хаита до Бишкека
НУРИДДИН Темиров родился в 1958 году в Шахритузском районе Вахшской долины, куда для освоения этих земель были направлены из села Ясман Хаитского района его родители.
Затем семья переехала ближе к областному центру, в селение Хаёти нав Бохтарского района. Трудовую деятельность Темиров начал на маслозаводе города Курган-Тюбе.
Работал там до начала гражданской войны, после чего был вынужден вместе с семьей покинуть страну.
После долгих скитаний, наконец, обосновался в городе Бишкек Кыргызстана, где его приняли радушно, помогли устроиться на работу в посольстве Ирана.
Нуриддин был трудолюбивым человеком, умелым организатором, хозяйственником, говорят его родные. Человек с открытой душой, он сумел за короткий срок завоевать уважение среди кыргызстанцев, имел дружественные связи со многими известными людьми этой республики, и особенно c депутатом парламента Кыргызстана Турсунбаем Бакир уулу.
Баткенские события
ЛЕТОМ 1999 года на территорию Кыргызстана вторглись боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ), пытавшиеся проникнуть через эту республику в Узбекистан. В ходе военных действий, которые происходили в приграничном с Таджикистаном Баткенском районе, боевиками были взяты в плен десятки человек, в том числе четверо японских геологов, командующий внутренними войсками Кыргызстана генерал-майор Шамкеев, милиционеры.
- В знак благодарности за теплый прием Нуриддин Темиров выразил готовность помочь кыргызским властям во время баткенских событий. Будучи выходцем из Хаита, он хорошо знал многих с этого района, через которых и организовывал переговоры с боевиками, оказывал помощь в освобождении заложников, - рассказывает старший сын Темирова Хукмиддин.
Возвращение
ПО словам родственников убитого, в 2008 году его попросил вернуться на родину известный предприниматель Хасан Асадуллозода, при поддержке которого Темиров был назначен руководителем предприятия по добыче угля на месторождении Назар-Айлок.
Местные жители рассказывают, что богатое месторождение раньше находилось под контролем бывшего командира Объединенной таджикской оппозиции, а ныне замначальника УВД по Раштской группе районов Шоха Искандарова.
Но почему руководителем месторождения был выбран именно Темиров?
- Чужаку тут трудно будет найти общий язык с местными. Но и местный житель вряд ли смог бы стать «связывающим звеном» между центром и Назар-Айлоком. Скорее всего, по этим соображениям был назначен Темиров – он родом из Хаита, но проживал на юге, а затем и вовсе за пределами страны. Именно такой человек был нужен в качестве руководителя месторождения, - говорит один из бывших работников «Назар-Айлока».
Во время последней встречи с Нуриддином Темировым в прошлом году он рассказывал корреспонденту «АП», что в начале работы трудностей хватало.
- Назар-Айлок находится высоко в горах, и дорога туда открыта лишь шесть месяцев в году. За это время нужно успеть вывезти как можно больше угля. В первое время не хватало техники, да и дорога находилась в плачевном состоянии. Сейчас работать стало намного легче, но есть еще нерешенные вопросы, - сказал тогда Темиров.
Назар-Айлок
ИЗВЕСТНОЕ в стране месторождение антрацитов Назар-Айлок расположено в 10 км от Хаита, в Раштском районе. Геологические запасы угля здесь в целом определены в количестве около 300 млн тонн.
В Назар-Айлоке добычу угля ведут два предприятия - ООО «Назар-Айлок», на котором трудятся в основном местные жители, и ДПУМ «Назарайлок», где работают по большей части китайские специалисты.
- Специально или нет, но в первые месяцы здесь часто ломалась техника. Работа не шла. Тогда Нуриддин был вынужден привлечь к добыче угля китайских специалистов, - вспоминает брат погибшего, Кадриддин. - Была проложена новая дорога. Добыча угля начала расти и достигла 15–20 тысяч тонн за сезон. Представителям китайской компании Нуриддин поставил условие – водители у них будут из местного населения.
Он часто помогал жителям Хаита - обеспечивал углем инвалидов, по низкой цене отпускал его малоимущим. В этом году выполнил план по обеспечению углем местной больницы и школы заблаговременно, - говорит его брат.
Неудавшаяся попытка?
А МЕЖДУ тем это не первый инцидент на данном угольном месторождении. В августе 2007-го восемь вооруженных человек в масках напали на сотрудников китайско-таджикско-казахского предприятия "КиТаКа", работавших на «Назарайлок». Избив работников фирмы, нападавшие изъяли из кассы 5 тыс. сомони и разбили стекла семи новых грузовиков.
- За день до этой трагедии произошел странный случай, из которого, к сожалению, мы не извлекли урока, - рассказывает другой брат Темирова, Джумабек. - 31 августа после работы мой брат Ходжи Нуриддин приехал в Хаит, в свой офис, расположенный недалеко от реки Сурхоб, на окраине поселка. Мне пришлось выехать на машине по делу, а когда я вернулся, увидел у дороги брата. Было уже темно, он держал в руке фонарь. Я сразу почувствовал, что случилось что-то неладное. По словам брата, оставшись один, он лег отдохнуть и задремал. Но тут его разбудил непрерывный лай собаки недалеко от офиса. Взяв в руки фонарик, он направил луч света в сторону деревьев, откуда раздавался лай. Он там заметил силуэты мужчин, быстро удаляющихся с того места. Внимательно посмотрев вокруг, брат заметил свет у берега реки, исходящий от мобильного телефона. Нам бы после этого надо было быть осторожными, предпринять какие-то шаги по безопасности, но кто мог предположить, что брата намерены убить? И ради чего? – недоумевает брат Нуриддина Темирова.
Убийство
ТРАГЕДИЯ произошла в ночь с 1 на 2 сентября, на участке взвешивания месторождения.
- Электричества там нет, работают движки, но во время отдыха мы их отключаем, и, хотя в эту ночь там находились десятки работников, было очень темно, и убийцы пробрались к помещению, где мы спали, незаметно, - рассказывает очевидец трагедии, Джумабек.
Ходжи Нуриддин спал прямо у окошка, и, видимо, убийцы хорошо знали об этом. Они не зашли в комнату, а начали стрелять в брата из окна, выпустив в него семь пуль.
- Мы проснулись от выстрелов, но лиц убийц увидеть было невозможно. После выстрелов немного придя в себя, мы хотели выбежать во двор, но тут возле двери раздался взрыв. Как потом выяснилось, эта была шумовая граната, чтобы остановить нас. Немного подождав, мы все-таки выбежали из комнаты, прибежали двое охранников, но без оружия. Собрались люди. Силуэты нападавших видели и водители, но ночью трудно было опознать кого-то. Выяснилось, что убийцы пробрались на месторождение не на машине, а пешком и, дождавшись, пока все уснут, решили напасть, – говорит брат убитого директора.
Версии
ТАК кто же мог убить человека, не являющегося, по сути, ключевым лицом на месторождении? Были ли у Темирова враги, недоброжелатели?
- Возможно, были, но он не говорил. Хотя иногда намекал на это, - вспоминает Джумабек.
В народе ходят слухи, что преступление не могло обойтись без лидеров Рашта, а само убийство стало последствием разборок за «долю» в богатом угольном месторождении.
С другой стороны, могли ли они пойти на этот шаг, учитывая события последних лет и то, что сейчас они занимают важные посты в силовых структурах региона?
- У нас с Нуриддином Темировым были хорошие отношения. Как только мы услышали об убийстве, поняли, что преступление - явная провокация, направленная прежде всего против нас, - говорит один из приближенных бывшего командира ОТО, экс-руководителя РУБОП в Раште, Мирзохуджи Ахмадова. – И не удивились, когда в тот же день были вызваны на допрос Шох Искандаров и Мирзохуджа Ахмадов. Кому-то очень хочется вновь нагнетать обстановку здесь, но мы надеемся, что настоящие убийцы все-таки будут найдены и наши враги не смогут нас очернить, обвинив в этом гнусном преступлении.
Есть еще одна версия, имеющая право на существование. По словам одного из ответственных работников «Назар-Айлока», пожелавшего не называть свое имя, в связи с переходом многих крупных предприятий в стране на угольное топливо, а также строительством новых, работающих на угле, ожидается резкое увеличение его добычи в месторождении «Назар-Айлок».
- Нельзя исключить, что убийство могло быть совершено за место, где в дальнейшем будут крутиться большие деньги, - обосновал свою версию источник.
Вместо послесловия
ДЕПУТАТ Жогорку Кенеш от фракции "Ар-Намыс" Турсунбай Бакир уулу 5 сентября на пленарном заседании парламента предложил посмертно наградить гражданина Таджикистана Нуриддина Темирова.
По словам киргизского политика, Нуриддин Темиров «участник баткенских событий, ездил в Афганистан, вел переговоры с талибами, принимал участие в освобождении заложников, его заслуги перед Кыргызстаном, несмотря на то что он гражданин Таджикистана, очень высоки». «Давайте дадим ему государственную награду, он этого заслуживает", - предложил Турсунбай Бакир уулу.