Известный писатель Тимур Зульфикаров встретился с работниками компании «ТАЛКО» и ответил на вопросы своих поклонников.
- Тимур Касымович, вы считаете себя больше поэтом или писателем?
- Поэзия у меня не только лирическая, но и эпическая. Поэт – обычно веселый, курчавый, добрый молодой человек. Он постоянно стремится постичь, в чем мудрость этого мира, хотя Всевышний мало дает ответов на этот вопрос. Но все равно он хочет узнать: для чего мы приходим в этот мир, в чем смысл нашего пребывания на этом свете? Есть такое изречение: «Человек пришел из рая и уходит в рай». Все люди идут в рай, даже самые преступные из них, черные, темные. Ад есть только на земле. В небе ада нет. По мере того, как человек осваивает эту истину, он становится писателем.
- В вашем творчестве особое место занимает история. Турецкий писатель Орхан Памук говорит, что история для него - это всего лишь цепочка сказок. А что для вас история: сказка или реальность?
- Сейчас миром управляют три банка – два американских и один английский. Конечно, история находится в руках тех, у кого есть власть. Вот они могут сделать из истории сказку, могут сделать и трагедию. История – это политика, опрокинутая в прошлое. Помимо субъективной, придуманной истории, конечно, есть реальная история. Есть величайшие фигуры мировой истории. Самая выдающаяся из них – пророк Мухаммад (с). В 1978 году американский историк Майкл Харт создал книгу «100 величайших людей в истории», в которой он собрал информацию о ста самых выдающихся личностях. В книгу вошли жизнеописания величайших пророков, мудрецов, государственных деятелей, гениальных художников. И первое место среди них занял пророк Мухаммад (с). Почему? Потому что он с помощью Всевышнего создал не только величайшую религию, но и осуществил ее идеи. Идеи всех великих пророков - Авраама, Моисея, Иисуса - осуществлялись через сотни, может, тысячи лет, а пророк Мухаммад (с) реализовал все при жизни. Он был не только величайшим религиозным, но и государственным деятелем, что само по себе является очень сложным делом. Кстати, я написал маленькую вещь, которая называется «Один День из Детства Пророка Мухаммада». В ней всего 13 страниц. Я писал ее в течение более 20 лет: с 1990 по 2010 годы. Это произведение заняло первое место во Всероссийском поэтическом конкурсе «Пророк Мухаммад – милость для миров». Премию я получил из рук муфтия Равиля Гайнутдина. Я многие годы посвятил изучению жизни и откровений величайшей фигуры мировой истории – пророка Мухаммада (с). Вот это - реальная история.
- Может ли высокая литература адаптироваться под рыночную экономику?
- Я думаю, что великая литература имеет такое же отношение к рынку, как, извините, порядочная женщина к некому непорядочному дому. Не представляю, как можно торговать поэзией Саади, Хафиза, Данте, Гомера? Может, классиков будут цитировать, а если какой-нибудь молодой поэт или писатель выносит на суд рынка свои творения? А таланты есть всегда. Бог посылает на землю, как и прежде, великих людей, но в базарной пыли или в дыму шашлыка мы не сможем их узнать.
- На ваш взгляд, какова миссия литературы сегодня?
- Миссия литературы и сегодня и всегда - это воссоздать рай, где человек был и куда он возвращается. Описать красоту жизни, красоту любви, жертвенности и взаимопомощи, любви людей друг к другу. Бог одинаково любит всех людей на земле: и тех, кого давным-давно нет, и тех, кто сейчас живет, и тех, кто придет через сто, тысячи лет. Человек, который любит не только свою родню, свой двор и соседей, не только своих близких, но и тех, кого он совершенно не знает, и живут они в разных концах света - вот объект настоящей литературы и ее миссия.
- В начале века вы написали открытое письмо президенту РФ В.В. Путину. Насколько оно актуально сегодня?
- Когда господин Путин пришел в Кремль и сел на трон, где сидели Иван Грозный, Петр Первый, Екатерина Вторая, Александр Третий, Николай Первый, я написал ему открытое письмо, которое читала вся Россия. Его опубликовали 147 газет. Оно есть в Интернете, и доступно всем. Однако такое впечатление, что оно написано вчера.
Вообще в 94-м я написал такую вещь, как «Горькая беседа двух мудрецов-златоустов в диких медвяных травах». Это о том, как «Древний странник-дервиш Ходжа Зульфикар сел на осла Хунука - старого, бирюзового своего и поехал на Русь нынешнюю»… И «встретил дервиш седого старца Стрижева Александра Николаевича, которого звали в деревне дедом Стрижем». Они встречаются в забытой, заброшенной русской деревне, каких сегодня в России тысячи.
Сейчас я проезжал по Гиссарской долине. Все красиво: поля вспаханы и ухожены, люди сеют, работают. А в России 43 млн. га земли заросло бурьяном. Это страшное зрелище, непонятно, как живет Россия. Об этом своем произведении я забыл и больше не перечитывал. Недавно позвонила одна женщина, профессор МГУ и спросила об этом. Она обратила внимание на то, что в этом моем произведении были прогнозированы разрушение нью-йоркских небоскребов, гибель российской атомной подводной лодки. Поэты приближаются к пророкам и могут увидеть те вещи, которые не видят государственные деятели.
- Раньше каждый народ СССР мы узнавали через литературу: Кыргызстан ассоциировался с именем Чингиза Айтматова, Грузия – Думбадзе, Дагестан – Гамзатова и так далее. Сегодня на слуху только имена звезд спорта, шоу-бизнеса и т.д. Не кажется ли вам, что место культуры заняла физкультура?
- На место культуры пришла физкультура? Да, это так. Сегодня часто упоминается, к примеру, имя футболиста Месси. Компьютер пришел в нашу жизнь. К сожалению, есть еще и шоу-бизнес. Все эти звезды… Пугачева еще ничего, но есть и такие, что… Знаете, крыса политики и крыса шоу-бизнеса пожирают павлина культуры. Но многое зависит от нас самих: просто не включайте телевизоры, не смотрите эти дурацкие концерты, разные там Евровидения.
- Почему сегодня мало читают? Может, это Интернет вытеснил литературу?
- Интернет и телевидение - готовые убийцы жизни. Это подмена реальности, это не дорога, а только пыль.
- Возможна ли на Востоке западная демократия?
- Думаю, что на Востоке свои формы управления. Возможно, с какими-то элементами комфорта западной демократии. Конечно, Запад в области создания комфорта для жизни и быта многого достиг и ушел вперед. Можно у них этому поучиться. А что касается философии и мудрости все-таки Восток сильнее. Например, я не знаю сейчас ни одного современного крупного мыслителя или писателя на Западе, хотя неплохо знаю западную жизнь и литературу.
- Кто является вашим учителем?
- Мои учителя - это поэты Данте, Руми, это философы – Сократ, Платон и другие. Я учился у всех. Я такая пчела, которая собирает мед со всех цветов. Еще мои учителя – арыки, горы, кузнечики, любой проходящий мимо чабан, который может проронить несколько слов. Но главные учителя – это великие книги: Коран и Библия, люди, создавшие замечательные произведения – Конфуций, Лао Цзы, Будда и другие. Одним словом - я вечный ученик. Есть такое понятие, как второгодник, так вот я, если так можно сказать – десятигодник: десять лет учусь в первом классе и никак не могу перейти во второй.
- Хотелось бы узнать о вашем отношении к теме гастарбайтеров. Часто ли вам приходится с ними сталкиваться в Москве?
- Конечно, я даже несколько раз влезал в уличные драки. Я готов даже погибнуть ради мигранта. Я - наполовину таджик, наполовину – русский, и поэтому меня очень волнует проблема взаимоотношений между двумя моими народами. Я глубоко люблю и другие народы: узбеков, кыргызов, туркмен. Кстати, что касается таджиков и узбеков – они ведь, как две плечи. Когда я был маленьким, и жили мы в посёлке Чептура, помню, что обязательно первую косу супа или тарелку плова относили соседу-узбеку. И они отвечали тем же. А когда их или нас не было дома, мы ставили блюдо на дувале – и самое интересное, этот плов не остывал даже в зимнее время. Узбеки и таджики так переплелись, что почти в каждой таджикской семье встречается узбек, точно так же в каждой узбекской – таджик. Есть близкие к ним другие народы, они тоже гениальные и великие. Но Аллах два эти народа смешал так, что часто не отличишь их друг от друга. Те, кто против этого и поднимают всякую там проблематику в этом вопросе, они выступают против воли Аллаха. У народов между собой не было и нет никаких противоречий. Народы давно решили жить вместе, слово осталось за правителями. К сожалению, политический верблюд очень часто отстает от каравана жизни. Сосед выше брата.
Судьба русских и таджиков мне кровно близка. Я обнаружил, что эти два народа очень похожи друг на друга тем, что не отвечают злом на зло. Мне наш таджикский посол в Москве сказал, что убили трех таджиков. Конечно, это ужасно, это трагедия. Но в это время убивают также 140 русских. А других убивают? Практически нет. Попробуй, тронь чеченца, дагестанца, казаха, так они ответят сильно. Может, они и правы! Сейчас время жестоких народов, например, есть китайцы, иудеи - они мощные, державные народы. Я с грустью воспринимаю боль своих русских и таджиков, они смирные, они не отвечают злом на зло. Но в этом заключена величайшая мудрость веков…
Досье: Тимур Зульфикаров - поэт, прозаик, драматург, киносценарист, публицист, автор песен и романсов. Родился 17 августа 1936 года в г. Душанбе. Отец - Касим Зульфикаров, был крупным партработником, репрессирован в 1937 году. Мать - Л.В. Успенская, известный таджикский филолог, профессор.