Художники Таджикистана провели свой внеочередной съезд и избрали нового председателя. Ранее приватизированные объекты Союза художников решением суда возвращены СХТ. Новое руководство намерено также деприватизировать ранее принадлежавший Союзу Худфонд.
24 АВГУСТА в актовом зале Минкультуры прошел внеочередной съезд Союза художников Таджикистана, на котором были избраны новый президиум и председатель Союза. Новым главой Союза стал художник, преподаватель Республиканского художественного колледжа им. М. Олимова, выпускник Львовского полиграфического института Фаррух Ходжаев.
Напомним, 30 лет руководивший Союзом народный художник СССР и Таджикистана, трижды лауреат Госпремии им. А. Рудаки Сухроб Курбанов подал в отставку в январе 2012 года после многолетнего конфликта с некоторыми членами Союза. Члены организации неоднократно писали коллективные письма, в частности на имя президента, о том, что глава Союза незаконно приватизировал помещения и имущество Союза, а также незаконно был переизбран председателем на очередном съезде.
«В течение последних 20 лет деятельность СХТ трижды становилась предметом проверки со стороны прокуратуры и Агентства по борьбе с коррупцией. Ничего противозаконного не было обнаружено. Мне все это надоело, и я решил уйти в отставку», - прокомментировал тогда свое решение сам Курбанов.
Одно из главных обвинений касалось того, что С. Курбанов занимал свою должность незаконно. По словам его оппонентов, на очередном, XIII съезде Союза (2 июля 2012 года), когда был переизбран С. Курбанов, из 162 членов присутствовала только половина, а из 18 членов правления девятерых не пригласили на съезд. «На том съезде присутствовали и проголосовали за меня многие из тех, которые сейчас выступают против», - ответил тогда на это обвинение С. Курбанов.
Между тем на внеочередном съезде 24 августа не присутствовало около четверти членов Союза (48 из 176).
Перед началом заседания в зале Министерства культуры художники шептались, пытаясь предсказать ход заседания: «сейчас начнется спектакль», «какие же все жалкие тут!»…
«С чем вас и поздравляю!»
С НАЧАЛА заседания все были едины во мнении - все выступившие с речью критиковали прежнего председателя, при этом выражая надежду, что «в дальнейшем все исправится, все художники сплотятся».
В рамках съезда восстановили 12 членов Союза, трех художников удостоили звания академика Академии художеств Таджикистана.
Модератор съезда, и.о. председателя Вафо Назаров сообщил «радостную весть для всех художников». По его словам, суд вынес решение вернуть пять спорных объектов, которые были приватизированы прежним главой организации.
«Мы вчера, 23 августа, были в Экономическом суде, в связи с тем, что некоторые товарищи присваивали здания, продали и т.д. Суд по этому делу длился два года. И вот вчера апелляционная инстанция Экономического суда приняла решение, чтобы все те спорные объекты вернули Союзу. С чем вас и поздравляю!» Художники встретили новость аплодисментами.
По словам В. Назарова, в число указанных пяти объектов входят приватизированное здание филиала Союза в Худжанде, приватизированные 1-й, 2-й и 3-й этажи в здании Союза художников в Душанбе и дача в Варзобе.
Между тем помещение Арт-галереи «Сухроб» не вошло в список объектов, подлежащих возврату.
«Мы сами не потребовали вернуть это помещение, чтобы у Курбанова еще инфаркта не было»,- прокомментировал это В. Назаров.
Имущество СХТ отныне не продается
НА СЪЕЗДЕ был внесен ряд поправок и изменений в Устав организации. В частности, было принято решение о том, что в будущем «общественное имущество, в данном случае имущество СХТ, не должно продаваться». Для вступления в Союз отныне нужны будут рекомендации трех художников. А в случае, если в организованных Союзом мероприятиях какой-либо член не будет принимать участие в течение двух лет (ранее было 5 лет), президиум имеет право лишить его членства. Также отныне архитекторы могут становиться только «почетными членами» Союза. Художники подняли также вопрос о сроке пребывания председателя на своем посту. В частности, Фаррух Ходжаев напомнил, что на предварительном обсуждении уже говорилось о том, что один человек может находиться на посту только один срок. После бурного обсуждения почти единогласно приняли это решение: отныне один человек только один раз может стать председателем Союза. Срок пребывания в должности председателя - 5 лет.
Далее художники потребовали вернуть Художественный фонд Союзу. Вафо Назаров отказался ставить этот вопрос на обсуждение, но члены Союза почти единогласно потребовали вернуть Худфонд, мотивируя это тем, что СХТ без Худфонда неполноценен:
- Фильмофонд сейчас не у Союза кинематографистов, Музфонд - не у Союза музыкантов. Форма государственного правления изменилась, структура поменялось! - объяснял Назаров.
- Вы разделили фонд между 4-5 людьми, приватизировали его. Как могут обходиться художники без материально-технической базы? – возразил ему один из членов правления.
- Это не по закону, - сказал В. Назаров, имея в виду возврат приватизированного Худфонда.
- Съезд решит, - сказал Ф. Ходжаев.
После бурного обсуждения вопрос все же решили рассмотреть. С него и начался прогнозируемый художниками «спектакль». Обсуждение шло более чем эмоционально, периодически слышались оскорбительные выражения в адрес отдельных членов Союза…
Уже после съезда новый председатель Союза Фаррух Ходжаев проинформировал «АП» о дальнейших намерениях художников по этому вопросу. Механизм возврата Худфонда в состав Союза, по словам Ф. Ходжаева, сейчас обсуждается с юристами.
- Сейчас мы советуемся с юристами, как вернуть законным путем Худфонд, чтобы наименее кого-либо обидеть,- отметил Ф. Ходжаев. – Также мы думаем в случае возврата оставить форму собственности Худфонда такой, какой она была – то есть ЗАО.
В настоящий момент Худфонд является закрытым акционерным обществом, в котором, по данным Ф. Ходжаева, по 30% акций имеют прежний председатель Союза С. Курбанов и нынешний директор Худфонда художник Олим Рабиев, остальная часть акций (40%) разделена среди 30 художников.
На фото: Сухроб Курбанов, который 30 лет руководил Союзом народный художник СССР и Таджикистана. Курбанов подал в отставку в январе 2012 года