Археологи Британского музея, где хранятся "Сокровища Амударьи", после того, как вернутся в Лондон, обсудят вопрос возвращения некоторых экспонатов в Таджикистан.
Археологи Британского музея, где хранятся “Сокровища Амударьи», или как еще их называют «Сокровища Окса», после того как вернутся в Лондон намерены обсудить вопрос о возвращении некоторых экспонатов в Таджикистан. Британские археологи, которые находились в Таджикистане с 18 по 24 сентября для ознакомления с состоянием музеев Таджикистана, говорят, что власти Таджикистана не обращались к Британии по вопросу возвращения «Сокровищ Амударьи» и возможности организовать оригинальных экспонатов в Таджикистане не существует.
Амударьинский клад, известный в мире под названием The Oxus treasure («Сокровища Окса), представляет собой собрание золотых монет, золотых и серебряных сосудов, статуэток, медальонов, найденных в 1877 году на берегу Амударьи в храме Окса (Temple of Oxus). Более тысячи монет и более двухсот предметов относятся к IV-II векам до нашей эры, и представляют собой образцы греко-бактрийского и скифского искусств - искусства эпохи Ахеменидов. В конце XIX века клад попал в Лондон.
Джон Симпсон, заведующий отделом восточных экспонатов Британского музея в эксклюзивном интервью Радио Озоди сказал, что очень доволен своей поездкой в Таджикистан, встречами с таджикскими коллегами.
«Мы с мим коллегой Зейна Клинк поражены посещением исторических мест в Таджикистане, и никак не было возможным, чтобы мы не беседовали о «Сокровищах Окса». Этот клад является одним из важнейших экспонатов Британского музея. Клад находится в музее, который в год имеет 6 миллионов посетителей.
Некоторое время назад несколько копий экспонатов из клада Амударьи были переданы в дар Таджикистану. В будущем планируем направить в Таджикистан некоторые из экспонатов клада, которые имеют высокую научную значимость.
Озоди: Обсуждался ли в беседах с представителями музея Таджикистана вопрос о возвращении клада в Таджикистан?
Джон Симпсон: Мы не получили от Таджикистана никакого официального обращения по поводу возвращения клада, но мы обязательно учтем мнение коллег, доведем его до официального Лондона. Мы стремимся улучшить сотрудничество между музеями Таджикистана и Британии. У нас хорошие отношения и сотрудничество с музеями Кабула, Багдада, Тегерана и верим, что и наши отношения с музеями Таджикистана будут на высшем уровне.
Озоди: Были сообщения, что «Сокровища Окса» демонстрировались в Париже, Берлине и что будет их показ в Таджикистане. Но почему не состоялась выставка?
Джон Симпсон: Мы специально показали «Сокровища Окса» в 2004 году в Париже, и в 2006 оду в Берлине. Это была часть исторических памятников, которая был продемонстрирована по просьбе этих государств. От Таджикистана никаких просьб о проведении выставки не поступало.
Озоди: Есть ли возможность демонстрации подлинных экспонатов в Таджикистане?
Джон Симпсон: В случае поступления такого запроса от Таджикистана, мы изучим этот вопрос. У нас есть опыт показа некоторых исторических экспонатов в других государствах мира. Но у нас еще не было подобного запроса от Таджикистана, поэтому мы об этом еще не думали. "Сокровища Окса" являются одними из дорогих памятников Британского музея, и ежедневно их смотрят сотни посетителей.
Перед тем, как отправить экспонаты в другую страну, мы должны подумать, что мы ответим тем, кто прибывает в Британию, чтобы увидеть их? С другой стороны, доставка таких экспонатов в Таджикистан требует создание специальных условий, чтобы экспонаты не пострадали.
Озоди: “Сокровища Амударьи” были найдены на территории Таджикистана, если возможность возвращения экспонатов в Таджикистан, в случае запроса со стороны РТ.
Джон Симпсон: Ни в коем случае, клад не будет продан. Мы никого не допустим, чтобы наши редкие экспонаты сокращались. Эти экспонаты очень дороги, но мы не оценивали их и не сделаем этого.