28.03 23:08
Привет, гость
 

Религиозно-правовые нормы и демократические процессы в Таджикистане

21.06.2014, 09:23
В эпоху, когда человечество ощущает новое качество религии, осознание, восприятие и анализ причин и факторов, способствующих активизации данного явления, усвоение её опыта в сочетании с правами и свободами человека в рамках национального законодательства во благо общества. Становится необходимым условием соблюдения религиозных норм и предупреждений.

Таджикистан, располагаясь на границах трех правовых цивилизаций: исламской, романо-германской, коммунистической и двух политических режимов - светского и исламского, не только сохраняет свою самобытность, но и как связующий мост ценностей, восточных и западных традиций управления и права, играет важную роль в сохранении мира и защиты прав и свобод человека. На границах пересечения культур и ценностей, где права и свободы очень часто теряют свои универсальные качества и порой противоречат друг другу, стоять на защите свободы мысли, совести, религии и убеждений, дело не только сложное, с точки зрения юридической техники, но и тонко-ювелирное.

Как поступить, чтобы не допустить нетерпимость?

В грядущем религиозном веке мы не можем напрямую без особого анализа противостоять тем радикальным религиозным идеям, которые ущемляют права и свободы граждан. Но вместе с тем мы не имеем права оставлять религию без поддержки и должного внимания в руках тех, кто использует ее в личных и групповых интересах. Мы должны воспринимать религию как достояние национальной культуры и с гордостью использовать ее во благо государства, свободы человека и либеральной демократии. Правильно отметил наш Президент, что «ислам был нашей религией, и он таким и останется, никто не может его нам заменить, и никому не дадим право манипулировать им… но религиозные организации, как часть общества, должны соблюдать законы и уважать права и свободы других».

Конституционное отделение религиозных организаций от государства не означает отделение государства от религии, как полагают некоторые. Религия, общество и государство всегда будут иметь общие цели и взаимные интересы. Они востребованы друг для друга.

Государство предоставляет всем возможность свободно реализовывать свои права, осуществлять свою свободу, но вместе с тем, защищает права всех, контролирует законность. Государство только в рамках закона может предоставлять им возможность, сотрудничать с ними, и при необходимости контролировать их деятельность, защищать права и в нужные моменты ограничивать их деятельность, согласно требованиям части 3, ст. 18 МПГПП, части 3, ст. 14 Конституции.

Исходя из этого, часть 14 статьи 8 Закона РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» обязывает родителей «не допускать участия детей в деятельности религиозных объединений, за исключением детей, официально обучающихся в религиозных учреждениях».

Данная норма обязывает родителей, чтобы те не допускали детей заниматься определенной деятельностью, и диспозиция норм по сущности имеет ограничивающий характер, но она не является абсолютной, так как в ней имеются исключения. А любые исключения из правил являются исключениями самих правил, а в данном случае исключениями ограничений.

Словосочетание «за исключением детей, официально обучающихся в религиозных учреждениях», снимая ограничения, допускает участие этой категории детей к определенным действиям религиозных объединений. Данная норма исходит из требования части 15 ст. 4 Закона «О свободе совести и религиозных объединений», где участие детей в различной деятельности религиозных объединений допускается с письменным согласием родителей. Так, почему же не на всех?

Позиция государства сводится к тому, что в соответствии с национальным законодательством деятельность религиозных объединений охватывает организационные, культовые, религиозно-образовательные и религиозно-миссионерские сферы. Практика правовых законов и международного гуманитарного права свидетельствуют о том, что участие детей в организационной и миссионерской деятельности религиозных объединений не допустима. Ребенок, как с точки зрения морали, так и закона не может быть учредителем религиозного объединения и быть привлечен в миссионерскую деятельность отдельных религий и конфессий. В силу ряда причин дети как физически, так и психически сами нуждаются в защите от различных пропаганд и агитаций.

В связи с этим, ограждение детей от подобных сфер деятельности религиозных объединений - это не ограничение прав на вероисповедание, а наоборот - это своеобразная неотложная социальная потребность, разумный акт, защищающий их интересы и исходящий от объективно сложившихся обстоятельств. Вместе с этим следует отметить, что закон не запрещает участия детей в образовательной и культовой деятельности религиозных объединений.

Те, кто в данной норме видят полное ограничение, прежде всего, озабочены тем, что разве государство имеет право ограничивать права на свободу вероисповедания?

В соответствии с частью 3 статьи 14 Конституции РТ, пунктом 3 ст. 18 МПГПП, пунктом 2. ст. 29 ВДПЧ, пунктами 3 и 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений, частью 1 ст. 19; пунктом «е» ст. 29; и частью 1. ст.29 КПР, государства участник договоров имеет право на законном основании, обоснованно, при неотложной социальной потребности, вытекающей из реальной жизни соразмерно с предстоящими угрозами без каких-либо дискриминационных элементов, ограничить права и свободы человека. Все указанные договора подписаны РТ и наше государство имело юрисдикции ограничивать права и свободы на законном основании.

Если государство, имеет право ограничить право на свободу вероисповедания, разве оно такое полномочие имеет по отношению ко всем религиозно-правовым нормам? Конечно, нет. Помимо того, что есть абсолютные права и свободы, которые в любом измерении их признания не ограничивается, такие, как например, свобода от пыток и защита от рабства, есть и другие категории прав и свобод, которые имеют аспекты подлежащие ограничению и неподлежащие таковому.

Комитет по правам человека в своем замечании общего порядка относительно статьи 18 МПГПП отмечает, что права на свободу мысли, совести и религии имеют два измерения. «Внутреннее измерение» - личное право человека иметь или принимать религию или убеждения, не подлежит каким-либо ограничениям. Ограничения пункта 3 ст. 18 касается той измерении права на свободу, которую составляют «проявления» религии или убеждений.

Что касается внутреннего измерения, то тут все понятно и относительно этого в Таджикистане нет проблем. Однако многие это «внутреннее измерение» смешивают с его проявлением, то есть с его «внешним измерением». Внутреннее измерение является сугубо частным явлением, а проявление веры, соприкасаясь с другими правовыми ценностями, не исключает возможную угрозу другим правам и свободам, и общественной безопасности.

Что понимается под этим «проявлением веры»?

В разъяснительной программе Центрально-Азиатского Региона МПГПП от 2007 года в Праге ОБСЕ «проявление веры» включает в себя: чтение молитвы, соблюдения формы одежды, практика религий и обучение.

Значит в фокусе международного права проявление веры в форме чтения молитвы, соблюдения одежды, практики и действия на основе религиозного учения и обучения могут быть ограничены. Практика Комитета по правам человека в деле К. Сингха Бхиндера против Канады (Сообщение №208/1986), в деле Уиляма Эдуардо Дельгадо Паес против Колумбии (Сообщение №195/1985), Хартикайнен против Финляндии 1978 года и Арья Холлиса Вальдмана против Канады от 1999 года (Сообщение №694/1996) явно подтверждает объем допустимости проявления веры и при необходимости закономерности их ограничения.

Возникает другой немаловажный вопрос, в каких случаях и при каких условиях международно-правовые стандарты допускают ограничения в проявлении веры?

А) в случаях, когда проявления веры посягают на: общественную безопасность и порядок, здоровье и мораль равно как на права и свободы других.

Б) в условиях законности, обоснованности, необходимости, соразмерности и не дискриминации. При этом следует взять за основу Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений МПГПП. Согласно этим толкованиям общественная безопасность должна описываться как «защита против угрозы для безопасности людей, их жизни, или физического здоровья, а также против причинения серьезного ущерба их имуществу». В этом документе, представленном БДИПЧ, в основе ограничений также выступают угрозы национальной безопасности, территориальной целостности и политической независимости от применения силы или угрозы её применения. Теперь рассмотрим, соответствует ли данная религиозно-правовая норма указанным требованиям международно-правовых стандартов и процессу демократизации общества:

1. Деятельность религиозных объединений в конце 90-х годов прошлого века и в начале нового века способствовала привлечению детей в различные фундаментальные, экстремистские и террористические группировки и даже отправлению их в незаконные иностранные бандформирования, о чем имеются десятки примеров в Истаравшанском, Исфаринском, Аштском, Раштском и других районах республики.

2. Пропаганда и миссионерская деятельность религиозных сект среди молодежи и детей группировала их в религиозные объединения, и этот процесс, с одной стороны, обременял проведение религиозных обрядов, с другой - отрывал их от школы и образования, что, в конечном счете, подорвал общественный порядок. Свидетели Иеговы и другие религиозные группы в г. Душанбе и Чкаловске привлекали учеников 5-8 классов в религиозные секты и разрушали тем самым покой десятков семей. А другие духовные наставники, во время учебы допускали побои и физическое насилие над детьми.

3. Случалось, что из трибун религиозных объединений звучали призывы, несоответствующие здоровому образу жизни и способствующие появлению вражды, ненависти и насилия, что беспокоило тысяч граждан. Есть заявления лиц, читающих молитвы в одной из мечетей г. Душанбе, где, по утверждению множества людей, имамхати, призывал народ во время погребального обряда джаноза, оскорбляя тем самым чувства достоинства тех, кто не участвовал в погребальной церемонии. Таких случаев до принятия закона было не мало.

4. Всё это посягало на права и свободы детей на воспитание, умственному развитию личности и их праву на образование, что заставило членов гражданского общества потребовать от государства законного реагирования.

Таджикистан в соответствии с принятыми на себя международно-правовыми обязательствами, с целью защиты прав детей на образование, защиты их от физического и психического насилия (часть 1 ст. 19 - КПР), соразмерно с предстоящими угрозами, принимая меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы (пункт «е» ст. 28 КПР), с целю защиты общественной безопасности, развития личности ребенка и предоставлении возможности для развития умственных и физических способностей ребенка (часть 1 ст. 29 КПР) конституционно выдвинул требование о соответствии образовательных учреждений, обязательств родителей и администраций школ правам и свободам человека.

Правительство в рамках стандартов прав человека с учётом особенностей национальной культуры, традиций и вероисповедания подготовило законопроект и в силу важности данного вопроса вынесло её на всенародное обсуждение.

Проект закона прошел все инстанции демократического законодательства и был всенародно обсужден. В его обсуждении приняло участие более 2 миллионов граждан. Поступило более 12 тысяч предложений по совершенствованию законопроекта, и комиссией было принято около 11 тысяч предложений. Законопроект был принят Парламентом страны и подписан Президентом, что соответствует её правовой легализации в гражданском обществе и правовом государстве.

Таким образом, Таджикистан, основываясь на международно-правовые стандарты в области прав человека, принимал данный Закон обоснованно, с учетом необходимостей реальной жизни- при неотложной социальной потребности, соразмерно с предстоящими угрозами, с целью защиты демократических ценностей, без каких-либо дискриминационных элементов.

То, что оно кому-то не нравится, это не её недостаток, а скорее признак живого гражданского общества, где разные взгляды и мнения относительно любого правового акта есть явление нормальное.

Вместо заключения

Тем, кто не разделяет мои мысли, тем, кто видит во всем происходящем что-либо иное и тем, кто нас учит как жить, как любить и уважать друг друга в хаосе и свободе, от чистого сердца, как простой гражданин, имеющий на это право, скажу следующее: Поверьте, я, и все мы (т.е. народ Таджикистана) любим свою страну, желаем ей славы, умеем ценить высокое качество своей нации. Но верно и то, что патриотическое чувство, одушевляющее нас, не совсем похоже на то, чьи крики нарушили нашу спокойную жизнь. Мы не научились любить свою Родину с закрытыми глазами, преклоненной головой и запертыми устами, как воображают некоторые, время слепых влюбленностей прошло, теперь мы, те, кто считают себя истинными гражданами, прежде всего, обязаны родине своей. Всем тем, кто хочет нам помочь в дороге праведности, справедливости, благополучия и счастья, выражая благодарность, упоминаю слова мудреца: «Разве лучше нас кто-нибудь знает, что нам хорошо и что нет. Это тоже наше право, не только право, а азбука свободы и независимости народа.

Доктор юридических наук,
профессор Абдурахим Халикзода

Материалы по теме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
28.03.2024


Март 2024 (1)
Февраль 2024 (26)
Январь 2024 (13)
Декабрь 2023 (24)
Ноябрь 2023 (3)
Октябрь 2023 (67)
ГБАО, ДТП, Душанбе, Исфара, Культура, Куляб, МВД, МВД Таджикистана, Мегафон, Навруз, ООН, ПИВТ, Президент, Рахмон, Рогун, Россия, США, Согд, Таджикистан, Узбекистан, Хорог, Худжанд, Эмомали Рахмон, банк, бензин, встреча, выставка, конкурс, мигранты, налоги, наркотики, праздник, президент Таджикистана, сотрудничество, спорт, суд, туризм, фестиваль, футбол, экономика

Показать все теги


© 2011-2023 «Независимое мнение». Таджикский агрегатор новостей. Все новости Таджикистана на одном сайте.
Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.

Экспорт новостей Наши новости в Twitter Мы ВКонтакте Страница на Facebook

Ключевые слова: новости Таджикистана, Таджикистан новости сегодня, Таджикистан новости 2012, последние новости Таджикистана, новости дня Таджикистана, новости, Таджикистан сегодня, независимое мнение, экономика Таджикистана, политика Таджикистана, общество Таджикистана, депутаты, журналисты, СМИ