29.03 02:48
Привет, гость
 

Такой омбудсмен нам не нужен?

19.05.2014, 15:25
На прошлой неделе президент предложил парламенту кандидатуру Зарифа Ализода на очередной срок на должность уполномоченного по правам человека. В два дня вопрос был решен, за Ализода проголосовали без обсуждения и единогласно. Он вновь стал омбудсменом, несмотря на то, что за пять прошедших лет гражданское сообщество не раз выступало с резкой критикой в его адрес.

- И ОБЩЕСТВО, и правозащитники давали открыто негативную оценку его работе, - говорит Ойнихол БОБОНАЗАРОВА, глава правозащитной организации «Перспектива+». - Люди недовольны тем, что он просто не решает вопрос. Наоборот, иногда, когда люди приходят к нему, он защищает чиновников и представителей власти…

При образовании этого института была одна кандидатура, за которую была «за» и я - это Гулчехра Шарипова, первый замминистра юстиции. Тогда она работала в аппарате президента, и очень хорошо работала с гражданским обществом. Также я видела на этом посту Шавката Исмаилова – экс-министра юстиции. И сейчас есть компромиссные кандидатуры, которые могли бы удовлетворить и власть, и гражданское общество. Но Ализода очень здорово защищает власть, поэтому он ей выгоден и удобен.

Нигина БАХРИЕВА - директор общественного фонда «Нота Бене», считает, что «есть сферы, где деятельность омбудсмена достаточно эффективна, и есть сферы, где нет».

- Нынешний омбудсмен и его аппарат - достаточно открытые для институтов гражданского общества, хорошо сотрудничают с ними, - говорит она. - Они хорошо справляются с такими вопросами, как совершенствование законодательства в области прав человека, а также с образовательными мероприятиями. Есть большое количество положительно решенных дел по индивидуальным случаям.

А что касается неэффективности его работы, тут я бы назвала одну из самых больших проблем - отсутствие реагирования по грубым и массовым нарушениям прав человека, непроведение собственных проверок и расследований по ним.

Согласно закону, у него достаточно широкие полномочия для проведения собственных расследований и проверок случаев грубых нарушений прав. За эти годы мы можем назвать довольно большое количество дел, которые широко обсуждались в обществе, но которым не была дана оценка со стороны омбудсмена.

Тем не менее, Бахриева считает, что на следующий срок должен идти только Ализода, так как он уже прошел один - начальный период.

- Я долго думала над этим вопросом. И я бы рекомендовала на эту должность действующего омбудсмена, - говорит она. - Он пришел на эту должность, как только был сформирован институт, и первые несколько лет занимался только вопросами институционального развития. Сейчас только наладилась работа и необходимо укреплять то, что уже работает и продвигать те рекомендации, которые были даны международными и национальными экспертами по обеспечению независимости своей деятельности.

Правозащитница Файзиниссо ВОХИДОВА уверена, что за годы работы Ализода ситуация с нарушением прав человека в стране, наоборот, ухудшилась, и «повторное его назначение - большая ошибка».

- Мы добивались создания института в течение нескольких лет, и у нас были большие надежды, - утверждает Вохидова. - Но Ализода не оправдал наших надежд. А наоборот, за последние годы ситуация ухудшилась. Столько было случаев пыток, вследствие чего столько граждан погибло. До создания института по правам человека и назначения Ализода, мне кажется, фактов применения пыток при допросах было меньше.

Второй момент: мы до сих пор не имеем доступа к заключенным, находящимся в СИЗО и местах лишения свободы. Каждое второе дело в СИЗО рассматривается за закрытыми дверями. А Ализода в течение 5 лет только, наверное, раза два посещал эти закрытые для нас, правозащитников, учреждения.

Назначение его на второй срок, считаю - это большая ошибка. Да и в первый раз, считаю, его назначили по ошибке: он всю жизнь был государственным чиновником. И за 5 лет доказал, что не может себя чувствовать независимо в гражданском обществе. На мероприятиях по защите прав человека Ализода входит в правительственную комиссию, а не в состав представителей гражданского общества. И как он, находясь рядом с чиновниками от власти, может защищать права простых граждан? Наверное, поэтому, когда правозащитники с международной трибуны заявляют в открытую о правонарушениях, он всегда выступает против, он не согласен. Как был госчиновником, так и остался…

Вохидова видит на должности омбудсмена других кандидатов, но не Ализода.

- Омбудсменом должен быть тот, кто непосредственно занимался бы защитой прав человека, имеющий большой опыт работы в НПО. Омбудсмен фактически является адвокатом, - говорит она. - Очень хороший кандидат - Ватан Абдурахманов. Будучи еще судьей, он был очень справедливым. Или Рахматилло Зойиров, если не смотреть, конечно, на его политические амбиции. У него есть юридический консорциум, много лет занимается защитой прав человека.

Не независимый

ИНСТИТУТ уполномоченного по правам человека, по закону, не подчиняется государственным структурам. Тем не менее, кандидатуру омбудсмена предлагает президент…

Эксперты заявляют, что «Омбудсмен в Таджикистане не имеет политической воли и гарантий независимости своей деятельности».

- Когда хотели создать Институт омбудсмена, помню, некоторые эксперты, говорили, этот институт работает там, где судебная система самостоятельная, иначе он ничего не сможет сделать, - добавляет Ойнихол Бобоназарова. - Они утверждали, что абсолютно невозможна деятельность такого института в условиях Таджикистана. Кроме того, нужен хороший омбудсмен, который бы выбирался из этой ситуации. Ализода - не самостоятельный. Человеческий фактор, личность - очень важны в этой деятельности. Пример, российский омбудсмен Элла Памфилова. Она выступала за отставку главы президентского Совета по правам человека в знак протеста против политики властей, но вернулась в государственную правозащитную деятельность (когда приняли закон об иностранных агентах), чтобы помочь НПО получать средства от государства. Она выступает с открытой критикой российской системы. Но, тем не менее, ее выбрали омбудсменом, ее уважает и власть, которая вынуждена была назначить ее, и очень хорошо относится к ней и общество. Потому что для нее важны не слова чиновника, а закон.

Файзиниссо Вохидова считает, что идеальный вариант – это выборность омбудсмена.

- Процедура назначения омбудсмена властями – вообще неправильная, - считает она. - Этот институт должен быть независимым. Не должен быть подотчетным перед госструктурой или подчиняться кому-то еще. Это общественный институт. И думаю, идеально было бы сделать его по-настоящему общественным, и омбудсмена выбирать путем голосования.

$300 тысяч – 0 результата

В 2013 году из бюджета Институту уполномоченного по правам человека было выделено около $180 тыс. (857 978 сомони). $127 тыс. (613 302 сомони) выделено институту в виде грантовых средств. В том, числе Датским институтом по правам человека для организации работы общественных приемных Института омбудсмена в районах и городах - около $90 тыс. (432 858 сомони), включая $12,6 тыс. (61 067 сомони) для агитации прав и свобод человека.

ЮНИСЕФ выделил для работы отделов государственной защиты прав детей - $31 тыс. (151 518 сомони). А Helvetas Swiss Intercooperation (Швейцарская ассоциация международного сотрудничества) для организации работы общественных приемных института в Турсунзаде и Раште - $6 тыс. (28 925 сомони).

Все $300 тыс. были полностью освоены.

Правозащитники считают, что международные организации могли бы вести себя активнее, контролирую деятельность своих «иждивенцев».

- С первых дней некоторые международные организации могли влиять на Институт омбудсмена. Но, к сожалению, они начали вести себя очень дипломатично, - говорит Бобоназарова. - Международные организации должны смотреть, кого они финансируют и кому оказывают помощь. Они также должны принимать участие в корректировке деятельности омбудсмена.

Депутаты обеими руками…

В ТО время как гражданское общество выражает недовольство деятельностью омбудсмена, депутаты уже проголосовали за Ализода.

Акрамшо ФЕЛАЛИЕВ - глава фракции правящей партии НДПТ, достойнее кандидатуры, чем Ализода, не видит.

- Кандидатура действительно достойная, - говорит он. – Ализода я знал, когда в прошлом созыве он был представителем президента в парламенте по вопросам политики в области прав человека. Он опытный юрист, и я искренне верю, что он достойно и полностью справится со своей обязанностью.

Положительных примеров в его работе очень много. Во время наших встреч с народом, во время приема граждан мы получаем разные обращения, заявления, и когда обращаемся к господину Ализода по какому-либо вопросу, он постоянно готов к приему и, в соответствии со своими возможностями, помогает гражданам.

Грамотных юристов в нашей стране много, но этой должности в настоящий момент достоин Ализода, так как он имеет богатый опыт, и один срок уже прослужил успешно.

Шоди ШАБДОЛОВ - депутат и лидер Компартии, говорит, что он за Ализода - обеими руками.

- Очень достойная кандидатура, - согласен с коллегой Шабдолов. – Я его лично знаю много лет. Он работал в парламенте, прошел все ступени юридической карьеры. Юрист высочайшей квалификации. Человек очень скромный в жизни. Не заносчив. Успешно справлялся со всеми должностями: и когда работал председателем комитета, в Конституционном суде. Он самый достойный кандидат.

Я знаю, что когда люди к нему обращаются, он принимает их с большим вниманием. Иногда, правда, к нему обращаются не по адресу, по вопросам, которые можно решить в других инстанциях, но он внимательно выслушает, разъяснит и объяснит, куда им обратиться. Если вопросы касаются лично его, как омбудсмена, он рассматривает их на самом высоком уровне. Я обеими руками голосую за него, потому что считаю его самым достойным.

…Накануне президентских выборов в Таджикистане выдвиженец от Партии исламского возрождения Ойнихол Бобоназарова испытывала много трудностей при сборе подписей.

- Мы собирали пресс-конференции, показывали, как милиция задерживает ребят, которые собирали подписи. Мы обращались к президенту, другим органам и в СМИ. Но со стороны омбудсмена никакой реакции не было! При этом, когда голосовал на одном из участков, он дал выборам отличную оценку,- говорила Бобоназарова, оценивая позднее работу омбудсмена. - После выборов о нарушениях заявляли многие международные организации, наблюдатели, эксперты, а журналисты даже показывали случаи этих нарушений, а у омбудсмена опять никакой реакции.

Тем не менее, депутат от ПИВТ намерена проголосовать за кандидатуру Ализода на очередной срок.

Сайдимур ХУСАЙНИ - депутат и первый замглавы ПИВТ, считает, что виноват не Ализода, а система.

- Проблемы и вопросы, касающиеся президентских выборов, кандидатуры Бобоназаровой, были политическими. Это дело более высокого уровня, и бездействие омбудсмена в этом вопросе считаем нормальным, - говорит Хусайни. - Такие институты должны иметь полную независимость, конечно. И не только Институт омбудсмена, но и некоторые другие, которые находятся в прямом подчинении правительства, не должны быть в этом подчинении. Но это не так, поэтому этот бедный Институт омбудсмена не виноват в малоэффективности.

Хусайни смотрит на кандидатуру Ализода положительно и считает, что при следующем сроке он покажет себя более результативно.

- В законченный им период деятельности заметных и значительных им достижений общество не увидело, - говорит он. - Омбудсмен не стал известным среди народа. Он не решил или не повлиял на какие-то сложные дела. Никаких инициатив и влияния не было оказано, в частности, на дело Зайда Саидова. Но, думаю, это только начало. Это первый такой институт и такая должность в нашей стране, и показать себя, добиться значимого результата по какому-то вопросу в первый раз трудно. Даже президенты не могут за один срок решить все вопросы.

На то, что Ализода оставлен на второй срок, я смотрю положительно. И надеюсь, он покажет более серьезную работу, и будут действенные результаты.
Источник: http://news.tj

обсудить

Материалы по теме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Такой омбудсмен нам не нужен?

Такой омбудсмен нам не нужен?
29.03.2024


Март 2024 (1)
Февраль 2024 (26)
Январь 2024 (13)
Декабрь 2023 (24)
Ноябрь 2023 (3)
Октябрь 2023 (67)
ГБАО, ДТП, Душанбе, Исфара, Культура, Куляб, МВД, МВД Таджикистана, Мегафон, Навруз, ПИВТ, Президент, Рахмон, Рогун, Россия, США, Согд, Таджикистан, Узбекистан, Хорог, Худжанд, Эмомали Рахмон, банк, бензин, бизнес, встреча, выставка, конкурс, мигранты, налоги, наркотики, праздник, президент Таджикистана, сотрудничество, спорт, суд, туризм, фестиваль, футбол, экономика

Показать все теги


© 2011-2023 «Независимое мнение». Таджикский агрегатор новостей. Все новости Таджикистана на одном сайте.
Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.

Экспорт новостей Наши новости в Twitter Мы ВКонтакте Страница на Facebook

Ключевые слова: новости Таджикистана, Таджикистан новости сегодня, Таджикистан новости 2012, последние новости Таджикистана, новости дня Таджикистана, новости, Таджикистан сегодня, независимое мнение, экономика Таджикистана, политика Таджикистана, общество Таджикистана, депутаты, журналисты, СМИ