18.04 15:25
Привет, гость
 

Кого защищает таджикский омбудсмен?

28.11.2013, 17:51
«Уполномоченного по правам человека необходимо менять», - уверены эксперты.

Недавно «АП» писала о громких делах, связанных с пытками в местах лишения свободы и правоохранительных органах. В статье были приведены самые вопиющие из них, с летальным исходом.

Рост числа случаев жестокого обращения с заключенными является также следствием бездеятельности органа, который призван защищать права человека, - института уполномоченного по правам человека в Таджикистане во главе с Зарифом Ализода.

ПО мнению экспертов, таджикский омбудсмен не занимается своими прямыми обязанностями.

«Омбудсмен потерял доверие и лицо»

ПРАВОЗАЩИТНИЦА Ойнихол Бобоназарова считает, что реакция омбудсмена на все нарушения прав человека в стране – это обычное молчание.

- Первое, что нужно отметить, – в последнее время очень много публикаций и заявлений по пыткам, много судебных дел. И мы абсолютно не видим деятельности омбудсмена в этом направлении. Он молчит, - говорит Бобоназарова. - Дело Икромзода, дело Бачаджонова, дело Тоджиева, который выбросился недавно из окна здания ОМВД Исфары... Адвокат считает, что Тоджиева пытали и поэтому он вынужден был выпрыгнуть из окна. Сейчас еле пускают адвоката к нему. Первый, кто должен был говорить об этом, - омбудсмен. Он должен был поехать туда и разобраться на месте. Это его работа. Но этого не дождались. Дело Тошева и Ризоева, которым дали по 7 и 9 лет за то, что они выступили свидетелями применения пыток в отношении Икромзода. За убийство дают 9 лет, а тут, где в деле было очень много спорных моментов, дали такой большой срок. Омбудсмен должен был провести свое расследование, - считает Бобоназарова. - Второй момент – выборы. Мы собирали пресс-конференции, показывали, как милиция задерживает ребят, которые собирали подписи в поддержку выдвиженца от ПИВТ. Сколько было обращений и к президенту, и к другим органам, и в СМИ! Но ноль реакции со стороны омбудсмена! А когда он голосовал на одном из участков, то дал выборам отличную оценку… После выборов о нарушениях говорили международные организации, наблюдатели, эксперты, а журналисты даже показывали случаи этих нарушений, а у омбудсмена – опять никакой реакции. Есть и другие примеры. Закрыли правозащитную организацию «АМПАРО» по каким-то мутным и невесомым причинам. Омбудсмена, как всегда, не видно. Забирают бизнес - омбудсмен молчит. Один раз он был у Зайда Саидова, и на фоне того, что все заявляли о нарушениях его прав, он сказал, что у Саидова никаких проблем нет и он не смог найти там даже малейшего нарушения прав…

По словам Бобоназаровой, она давно уже не обращалась к омбудсмену, потому что знает, что все бесполезно, «ни разу я не видела его реакции».

- Я помню о нескольких моих ранних обращениях к нему в рамках моей правозащитной деятельности, - говорит она. - Один раз предложила ему вместе с ним посетить тюрьму. Он пообещал, но не сделал. Во второй раз мы говорили о проблемах мигрантов. Я его просила, как имеющего право субъекта, выступить с предложением провести парламентские слушания по проблемам мигрантов. Обещал – не сделал.

Правозащитница считает, что таджикского омбудсмена нужно менять, так как он потерял доверие и лицо.

- С каждым годом люди все меньше обращаются к нему. А ведь сначала верили, шли, думали, что он поможет им, - говорит О. Бобоназарова. - Он должен все время быть с народом, а к нему даже не достучаться. Помню, как семья из Файзабада ждала его несколько дней у офиса!..

Сейчас президент меняет команду, и, по мнению правозащитницы, неплохо было бы сменить и омбудсмена.

- Есть много проблем, которые обязан был решить омбудсмен, много международных обязательств по правам человека, которые им не были выполнены, - считает она.

Надежды есть, отдачи - мало

ДИРЕКТОР Независимого центра защиты прав человека Сергей Романов считает, что надежда у гражданского общества на омбудсмена до сих пор есть, независимо от того, что большинство из обращений граждан остается без ответа.

- У гражданского общества, в частности у нас, были и остаются большие ожидания относительно функционирования данного института, - говорит Романов. - В период с 2011 по 2013 год граждане, которым мы предоставляли юридическую помощь по делам, связанным с пытками, обращались к уполномоченному по правам человека. В частности, граждане Луъбат Бурхонова, Джурабой Бобоев, Каримов Мирзо, Каримов Курбон и другие обращались со своими жалобами на действия должностных лиц, однако они остались недовольны действиями, которые были предприняты со стороны аппарата омбудсмена. В некоторых случаях граждане не получали ответа на свои обращения вообще, в других - их обращения были отправлены в другие государственные и правоохранительные органы.

Он считает, что омбудсмену следует усилить свою реакцию.

- Необходимые полномочия у данного института на сегодняшний день имеются, но, наверное, нужно выделить соответствующее финансирование для качественной работы сотрудников уполномоченного по правам человека. Потому что рассмотрение обращений граждан требует соответствующих расходов: командировочные, расходы на экспертные заключения и т.д., - поясняет правозащитник.

По словам С. Романова, омбудсмен проводит некоторую работу, но она не всегда освещается в СМИ, что является недоработкой со стороны сотрудников его аппарата. Этот вопрос, по его мнению, необходимо решить.

«Зависимый, без политической воли»

СЛАБУЮ деятельность омбудсмена отмечали недавно правозащитные НПО Таджикистана в рамках семинара «Сотрудничество национальных институтов по правам человека с гражданским обществом», который прошел в Душанбе в сентябре месяце.

Правозащитница Нигина Бахриева сказала, что представители гражданского общества считают позицию омбудсмена по наиболее актуальным вопросам прав человека очень слабой.

Директор Бюро по правам человека и соблюдению законности Таджикистана Наргис Зокирова отметила: «Представители многих общественных организаций Таджикистана и международные институты убеждены, что офис уполномоченного по правам человека не имеет политической воли и гарантий независимости деятельности по продвижению и защите прав человека».

По ее словам, это было отмечено и в Универсальном периодическом обзоре, направленном в 2011 году Коалицией НПО Таджикистана в Совет ООН по правам человека. В документе подчеркивается, что институт в своей деятельности ограничивается рассмотрением обращений граждан, не проводит мониторингов соблюдения прав человека, включая места лишения свободы, не реагирует на случаи нарушения прав человека, вызывающие общественный резонанс.

Зокирова считает, что необходимо обеспечить полную независимость деятельности уполномоченного и сотрудников его аппарата, включая законодательные, финансовые и кадровые вопросы, для эффективной деятельности по продвижению и защите прав человека; институту омбудсмена необходимо провести эффективные расследования и публично обнародовать их результаты по наиболее серьезным нарушениям прав человека; своевременно реагировать на случаи нарушения прав человека, вызывающие общественный резонанс, и в целом - аппарату уполномоченного более активно проявлять инициативу по защите прав человека и гражданина, а также усилить сотрудничество с независимыми СМИ Таджикистана.

Зариф Ализода: «Давай! Ты свободен»

БОЛЕЕ месяца редакция «АП» планирует интервью с Зарифом Ализода. Зная заранее о том, что отзывы о его работе будут по крайней мере нелестными, мы решили задать вопросы лично ему, чтобы дать возможность объяснить причину своей слабой деятельности.

Но разговора не получилось. В первый раз, после долгого согласования, омбудсмен нас принял. Но узнав, что мы хотим говорить, в частности, и о деле Зайда Саидова, сказал, что это следственная тайна и он ничего не знает об этом. А когда мы попытались задать вопросы о деле Тошева и Ризоева, он ответил, что все заявления по этому поводу сделаны на пустом месте… При этом З. Ализода все время выказывал свое недовольство работой СМИ.

Тем не менее, мы оставили ему свои вопросы, и он пообещал, что после подготовки ответов сам свяжется с нами.

Спустя неделю, после завершения презентации Рекомендаций Комитета ООН по правам человека по Национальному докладу о ходе выполнения РТ Международного пакта о гражданских и политических свободах, корреспондент «АП» вновь попытался узнать о судьбе вопросов. На что Зариф Ализода ему ответил: «Не будь наглецом, ты меня достал. Что ты за человек такой? С кем ты так общаешься? Нет ничего. Давай! Ты свободен»…

Вопросы омбудсмену

МЫ не уверены, что Ализода ответит на наши вопросы, поэтому решили опубликовать их в газете с надеждой, что он хотя бы как-то отреагирует на саму публикацию:

- С делом Зайда Саидова наблюдатели связывают множество фактов нарушения прав человека. Вы встречались с Саидовым один раз. Этого достаточно было, чтобы вникнуть в суть его дела? Что было сделано с Вашей стороны после встречи?

- Адвокаты говорили о проблемах Саидова с доступом к врачу и адвокатам. Знаете ли Вы об этом? Что было сделано с Вашей стороны?

- Суд отказывает в независимой генетической экспертизе по установлению отцовства ребенка одной из свидетельниц по делу Саидова. Как считает омбудсмен, можно ли подозреваемому отказывать в проведении данной процедуры?

- Не смущают ли омбудсмена данные обстоятельства в этом деле? Не является ли это поводом для принятия участия в судьбе обвиняемого в рамках его полномочий?

Вопросы по пыткам:

- Свидетели смерти Хамзы Икромзода - Сунатулло Ризоев и Садриддин Тошев говорили о другом сценарии его гибели, причем детально, обоснованно и с фактами. Но их обвинили в заведомо ложном доносе и дали по 7 и 9 лет. Встречался ли с ними омбудсмен, проверял ли эти показания, разговаривал ли с их родственниками?

Мы также привели 5 случаев, когда задержанные выбрасывались из окон зданий ОВД. Говорили о пытках и других нарушениях прав задержанных, назвали их имена: Умедджон Тоджиев, Саъдулло Марупов, Бахромиддин Шодиев, Димон Ашуров, Исмон Бобоев. Мы хотели узнать у омбудсмена, знает ли он вообще об этих случаях и что делается с его стороны в связи с расследованием этих дел.

Также спросили, как омбудсмен в принципе реагирует на информацию, которая появляется в СМИ в связи с пытками и другими нарушениями прав человека:

- Кому конкретно уполномоченный помог по делам в связи с пытками?

- Международные наблюдатели просят, чтобы им открыли двери во все места заключения для мониторинга и наблюдения. Что делает уполномоченный для содействия в этом вопросе?

- Интернет-сайты в Таджикистане стали часто блокироваться со стороны Службы связи. Отслеживает ли омбудсмен эту ситуацию? Почему он не борется с незаконной блокировкой сайтов?
Источник: http://news.tj

обсудить

Материалы по теме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Кого защищает таджикский омбудсмен?

Кого защищает таджикский омбудсмен?
18.04.2024


Апрель 2024 (12)
Март 2024 (1)
Февраль 2024 (26)
Январь 2024 (13)
Декабрь 2023 (24)
Ноябрь 2023 (3)
ГБАО, ДТП, Душанбе, Исфара, Культура, Куляб, МВД, МВД Таджикистана, Мегафон, Навруз, ПИВТ, Президент, Рахмон, Рогун, Россия, США, Согд, Таджикистан, Узбекистан, Хорог, Худжанд, Эмомали Рахмон, банк, бензин, бизнес, встреча, выставка, конкурс, мигранты, налоги, наркотики, праздник, президент Таджикистана, сотрудничество, спорт, суд, туризм, фестиваль, футбол, экономика

Показать все теги


© 2011-2023 «Независимое мнение». Таджикский агрегатор новостей. Все новости Таджикистана на одном сайте.
Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.

Экспорт новостей Наши новости в Twitter Мы ВКонтакте Страница на Facebook

Ключевые слова: новости Таджикистана, Таджикистан новости сегодня, Таджикистан новости 2012, последние новости Таджикистана, новости дня Таджикистана, новости, Таджикистан сегодня, независимое мнение, экономика Таджикистана, политика Таджикистана, общество Таджикистана, депутаты, журналисты, СМИ