29.03 17:05
Привет, гость
 

Правозащитники призывают поднять вопрос о случаях применения пыток во время диалога ЕС-Таджикистан

11.06.2015, 13:04
Коалиция НПО против пыток в Таджикистане, Хельсинский фонд по правам человека (Польша) и Международное партнерство по правам человека (Бельгия) призывают представителей Европейского Союза (ЕС) во время сегодняшней встречи с таджикскими государственными должностными лицами в Брюсселе поднять вопрос 17-летнего Хушвахта Каюмова, который пытался покончить жизнь самоубийством в результате применения пыток сотрудниками милиции, Шахбола Мирзоева, который стал тяжелым инвалидом в результате пыток в армии и Шамсиддина Зайдуллоева, который скончался при подозрительных обстоятельствах, находясь под стражей в апреле 2015 г. Об этом говорится в распространенном совместном пресс-релизе организаций.

Рассмотрение отдельных случаев и других насущных проблем, касающихся пыток и других видов жестокого обращения, в ходе диалога по правам человека между ЕС и Таджикистаном, соответствует Руководству по политике ЕС в отношении третьих стран по поводу пыток и иного жестокого, негуманного или унизительного обращения или наказания. Организации, издавшие данное обращение, также призывают ЕС к тесному сотрудничеству с правительством Таджикистана по вопросу о предотвращении и искоренении пыток и других видов жестокого обращения в стране.

Машраф Алиев, сотрудник милиции из Хатлонской области Таджикистана заставил Хушвахта Каюмова «признаться» в совершении кражи, избивая его руками и ногами в местном РОВД в апреле 2012 г. и угрожая применить к нему электрошокер. Он также пригрозил, что, если молодой человек позже откажется от своих «признаний», его будут избивать 200 сотрудников милиции. Во избежание дальнейшего насилия Хушвахт подписал «признание», но находился в подавленном состоянии, вернувшись домой в конце того же дня и пытался покончить жизнь самоубийством. Его родственники обнаружили его с петлей на шее подвешенным к потолку их сарая, но им удалось спасти его жизнь благодаря тому, что они быстро доставили его в местную больницу. Машраф Алиев был приговорен к семи годам лишения свободы в декабре 2013 г. по обвинению в совершении преступления по статье «пытки», но Коалиция НПО против пыток в Таджикистане недавно узнала, что срок тюремного заключения Машрафа Алиева был сокращен до трех лет в результате применения закона об амнистии заключенных, принятого в октябре 2014 г. В 2015 г. он был досрочно освобожден «за хорошее поведение», проживает дома и обязан отмечаться в органах один раз в неделю.

«Милиционер, пытавший 17-летнего Хушвахта Каюмова, это один из немногих виновных в применении пыток в Таджикистане, получивших реальный, а не символический срок тюремного заключения, но сейчас он освобожден после отбытия менее половины своего срока. Таджикистан должен немедленно принять законодательные меры, чтобы законы об амнистии не применялись в отношении виновных в применении пыток», призвал Ленур Керимов, представитель Хельсинского фонда по правам человека (Польша).

Шестого марта 2014 г. двадцатидвухлетний призывник Шахбол Мирзоев был так сильно избит Усмоном Гайратовым, военнослужащим и фельдшером части Пограничных войск, в которой служил молодой человек, что его парализовало. Девятнадцатого июня 2014 г. Усмон Гайратов был приговорен к девяти годам лишения свободы, в частности, за преступление по статье «нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими». Вторая сотрудница была обвинена по статье «халатное отношение к службе» и «нарушение правил несения службы» за то, что она покинула пограничную часть во время исполнения своих служебных обязанностей, несмотря на то, что она отдавала себе отчет в том, что Шахбол Мирзоев не был в безопасности. В ноябре 2014 г. Шахбол Мирзоев обратился в военный суд с иском о взыскании компенсации за причиненный материальный и моральный вред. Двадцать пятого мая 2015 г. суд вынес решение о признании ему компенсации за причиненный материальный вред в размере 97.265 сомони (примерно 14.200 евро) и моральный вред в размере 20.000 сомони (примерно 2.900 евро).

«В результате пыток, которые применялись в марте 2014 г., Шахбол Мирзоев сейчас в состоянии сидеть в инвалидной коляске максимум два часа в сутки. Оставшееся время он вынужден проводить в лежачем состоянии. Решение суда о признании ему эквивалента всего лишь 2.900 евро за причиненный моральный вред шокирует и не является ни справедливым, ни адекватным», сказал Дилшод Джураев, адвокат Шахбола Мирзоева и представитель общественной организации Офис гражданских свобод в Таджикистане.

Вечером 8 апреля 2015 г. сотрудники Агентства по контролю за наркотиками Таджикистана задержали 25-летнего Шамсиддина Зайдуллоева у себя дома в Душанбе. На следующий день его мать посетила его в здании Агентства по контролю за наркотиками. Она вспоминает: «Когда я стала гладить его по голове, он сказал, чтобы я не прикасалась к затылку, потому что у него там была шишка и там болит. Я тихо спросила его, били ли его, и он кивнул утвердительно головой». В течение ближайших трех дней ей отказывали в свидании с ним под разными предлогами. Утром 13 апреля семье сообщили, что Шамсиддин Зайдуллоев скончался. Его родители позже сообщили адвокату, сотрудничающему с Коалицией НПО против пыток, что когда они увидели его тело в морге, оно было все в кровоподтеках, и они предоставили Коалиции несколько фотографий в качестве доказательств. Двадцать пятого апреля Генеральная прокуратура возбудила уголовное производство по статье «пытки». Тринадцатого мая родители и адвокат получили доступ к результатам судебно-медицинской экспертизы, проведенной после вскрытия. В заключении говорилось, что причиной смерти была пневмония. В тот же день адвокат семьи обратился с заявлением в Генеральную прокуратуру о проведении новой судебно- медицинской экспертизы, и просьба была удовлетворена на следующий день. В настоящий момент адвокат и семья Шамсиддина Зайдуллоева ждут результатов экспертизы.

«Чрезвычайно важно, чтобы расследование обстоятельств смерти Шамсиддина Зайдуллоева было проведено тщательным, беспристрастным и независимым образом. Все подозреваемые в причине его смерти должны быть немедленно привлечены к ответственности», сказала Брижит Дюфур, Директор НПО Международноe партнерствo по правам человека (Бельгия).

За последние несколько лет власти Таджикистана предприняли ряд правильных шагов для решения текущих проблем, связанных с применением пыток. К примеру, в 2012 г. Таджикистан внес статью «пытки» в Уголовный кодекс Таджикистана (статья 143-1), причем определение пытки соответствует определению, которое содержится в Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) против пыток, и с тех пор пять уголовных дел было возбуждено по этой статье. В 2014 г. семьи двух мужчин (Сафарали Сангова и Бахромиддина Шодиева), которые скончались, будучи под стражей, стали первыми известными случаями предоставления судами компенсации за применение пыток.

Тем не менее, совсем недавно, в своем февральском отчете за 2015 г., Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках выразил обеспокоенность по поводу продолжающегося применения пыток и других видов жестокого обращения, а также по поводу безнаказанности виновных в применении пыток в Таджикистане.

С 2011 г. до конца 2014 г. члены Коалиции НПО против пыток в Таджикистане ежегодно фиксировали более двух десятков случаев мужчин, женщин и детей, которые предположительно подвергались пыткам и другим видам жестокого обращения. Коалиция зарегистрировала 12 подобных случаев за первые четыре месяца 2015 г. Официальное расследование было возбуждено лишь в нескольких случаях, а во многих случаях – несмотря на то, что наличие пыток или других видов жестокого обращения, казалось бы, было подтверждено, по крайней мере, частично, - проведено лишь дисциплинарное производство. Считается, что многие жертвы пыток не подавали жалобы из страха расправы.

Коалиция НПО против пыток в Таджикистане, Хельсинский фонд по правам человека (Польша) и Международное партнерство по правам человека (Бельгия) предъявили Европейской службе по внешним делам краткий обзор кейсов перед проведением Диалога ЕС-Таджикистан по правам человека. В обзоре подробно изложены дела Хушвахта Каюмова, Шахбола Мирзоева и Шамсиддина Зайдуллоева, а также выделены три основные проблемные сферы, которые способствуют укоренению пыток в Таджикистане: сохраняющаяся практика содержания под стражей в полной изоляции («инкоммуникадо») в начале задержания, отсутствие независимого механизма расследования, а также снисходительный подход к виновным в применении пыток, закрепленный в национальном законодательстве. Вышеупомянутые организации призывают ЕС обратить внимание на набор основных рекомендаций, предложенных в завершении этого обзора.
Источник: http://news.tj

обсудить

Материалы по теме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Правозащитники призывают поднять вопрос о случаях применения пыток во время диалога ЕС-Таджикистан

Правозащитники призывают поднять вопрос о случаях применения пыток во время диалога ЕС-Таджикистан
29.03.2024


Март 2024 (1)
Февраль 2024 (26)
Январь 2024 (13)
Декабрь 2023 (24)
Ноябрь 2023 (3)
Октябрь 2023 (67)
ГБАО, ДТП, Душанбе, Исфара, Культура, Куляб, МВД, МВД Таджикистана, Мегафон, Навруз, ПИВТ, Президент, Рахмон, Рогун, Россия, США, Согд, Таджикистан, Узбекистан, Хорог, Худжанд, Эмомали Рахмон, банк, бензин, бизнес, встреча, выставка, конкурс, мигранты, налоги, наркотики, праздник, президент Таджикистана, сотрудничество, спорт, суд, туризм, фестиваль, футбол, экономика

Показать все теги


© 2011-2023 «Независимое мнение». Таджикский агрегатор новостей. Все новости Таджикистана на одном сайте.
Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.

Экспорт новостей Наши новости в Twitter Мы ВКонтакте Страница на Facebook

Ключевые слова: новости Таджикистана, Таджикистан новости сегодня, Таджикистан новости 2012, последние новости Таджикистана, новости дня Таджикистана, новости, Таджикистан сегодня, независимое мнение, экономика Таджикистана, политика Таджикистана, общество Таджикистана, депутаты, журналисты, СМИ