19.03 11:04
Привет, гость
 

Кто разыгрывает «афганскую карту»?

23.05.2015, 23:00
Активизация деятельности «Талибана», «Исламского государства» и других экстремистских группировок на границах Центральной Азии в последнее время все чаще называется фактором серьёзной угрозы безопасности государств региона. Что на самом деле происходит сегодня по ту сторону Пянджа? Размышляет доктор исторических наук Косимшо ИСКАНДАРОВ.

Различные СМИ и эксперты все чаще говорят, что в Афганистане идёт планомерная переброска экстремистских группировок к границам Центральной Азии, и в перспективе далее – в Россию. Представители органов безопасности Афганистана также подтверждают наличие плана дестабилизации региона путем планомерного транзита террористов и экстремистов из Пакистана и южных провинций Афганистана на север страны. В частности, отмечается, что члены «Исламского государства» намерены открыть новый фронт войны – против России и Китая.

Некоторые эксперты в ЦА считают, что вся информационная шумиха вокруг ИГ в Афганистане и на границах стран Центральной Азии раздувается специально, и прежде всего Россией. Эта страна пугает государства региона афганской угрозой, по всей видимости, стремясь усилить своё влияние в регионе и взять под контроль таджикско-афганскую границу. Тем не менее сегодня факт наличия в Афганистане тысяч вооруженных людей под флагами ИГ никто не может отрицать. Это в основном бывшие талибы, члены других экстремистских группировок, присягнувшие ИГ, афганцы, вступившие в ряды этой организации. ИГ в силу своих больших, в отличие от «Талибана», финансовых возможностей имеет больше шансов на вовлечение молодежи в свои ряды. Как рассказал в интервью «Гардиан» один из полевых командиров талибов, который попросил не указывать его имя, если талибы ездят на старых мотоциклах, то у членов ИГ джипы, ноутбуки и планшеты, если семья члена ИГ нуждается в помощи, в том числе материальной, ей она тут же оказывается. Поэтому миссионерам ИГ в Афганистане удается вовлекать молодежь в свои ряды. По словам того же командира, в Афганистане действуют и арабы - члены ИГ, но их мало, поэтому ведут они себя скромно, и их практически невозможно отличить от афганцев, пока с ними не пообщаешься.

Первый звонок

Впервые со стороны представителей правительства о существовании ИГ в Афганистане 16 марта 2015 г. официально заявил представитель Афганистана в ООН Захир Танин в ходе выступления на заседании Совета Безопасности ООН. «В настоящее время, - сказал он, - печально известная группировка «Исламское государство» расширяет свою деятельность, в том числе и на территории Афганистана». За два прошедших после его заявления месяца численность так называемых «никабпушан» в Афганистане заметно выросла, произошел переход некоторых экстремистских группировок на их сторону. Все это говорит о том, что «Исламское государство» - это очередной проект, только в отличие от «Талибана» ИГ не ограничивается территорией одного государства, не признает государственных границ и интернационально по своему характеру. Их появление на севере Афганистана тоже не случайно.

Советник по безопасности президента ИРА Ханиф Атмар на заседании Мишрону Джирга (сенат) Афганистана, куда он был вызван 5 мая 2015 г. для разъяснения ситуации с безопасностью, отметил, что «в результате проведенной крупномасштабной военной операции Пакистана в Северном Вазиристане большое число членов террористических группировок, таких как «Движение Талибан Пакистана», «Лашкари тайиба», «Аль-Каида», «Исламское государство», проникли в Афганистан и дислоцировались в различных провинциях Афганистана - от Забула до Бадахшана. Ханиф Атмар добавил, что рост нестабильности в северных провинциях является частью общего плана дестабилизации стран региона и мира в целом.

Кто стоит за транзитом боевиков?

Действительно, часть экстремистских группировок перешли на афганскую территорию в результате военной операции в Северном Вазиристане. Но в целом появление боевиков на севере Афганистана - это результат планомерного транзита террористических группировок из Пакистана. Это не связано напрямую с военными операциями в Северном Вазиристане. Некоторые афганские эксперты уверены, что операцию по транзиту членов террористических группировок возглавляет пакистанская Межведомственная разведка (ISI). По их мнению, кроме Пакистана за проектом по транзиту в ЦА террористов стоят Саудовская Аравия и Турция, а также некоторые другие крупные державы.

В связи с этим следует вспомнить, что несколько месяцев назад афганский журналист Разак Момун в своем блоге писал, что в Кабуле состоялись переговоры между представителями спецслужб Афганистана и Пакистана, основной темой которых был вопрос о транзите боевиков ИГ через Пакистан и Афганистан в направлении ЦА.

Источник сообщает, что «в переговорах приняли участие некие американские сенаторы, гражданин Великобритании и представитель Турции, что говорит о многостороннем сотрудничестве по транзиту террористов ИГ и других террористических группировок в Центральную Азию, а оттуда в Россию». Сообщается, что Пакистан готов содействовать тому, чтобы лидеры «Талибана» сели за стол переговоров с представителями Афганистана. По информации Р.Момуна, одновременно Пакистан обязуется предпринять меры для урегулирования противоречий между Афганистаном и Пакистаном, чтобы проект по транзиту террористов ИГ в ЦА и Россию был успешно осуществлён. По его мнению, это поможет США «оказать давление на Россию, создав ей проблемы с безопасностью, тем самым американцы получат козыри в переговорах по Украине». Достоверность сообщения вызывает сомнения, но последующие заявления высокопоставленных чиновников афганского правительства, в том числе Ханифа Атмара, подтверждают наличие плана транзита террористов. Влиятельный губернатор провинции Балх Ата Мохаммад Нур неоднократно заявлял, что он не допустит транзита экстремистских группировок через северные провинции в ЦА и Россию, за что попал под огонь критики различных групп.

Срок – весна 2015

Транзит террористов сегодня – актуальная тема дискуссий и на афганских телеканалах. Например, 15 мая в программе «Канкош» телеканала «Толо ньюс» эксперты говорили, что, возможно, чтобы избавиться от этого взрывоопасного материала - террористов, экстремистов, следует неофициально содействовать их транзиту. Отмечалось, что Афганистан должен «говорить официально одно, но неофициально действовать иначе». По их мнению, странам региона следует дать понять, что нейтрализация этих сил требует больших затрат и Афганистан нуждается в помощи. Нейтрализация экстремистских группировок в интересах не только Афганистана, но и стран региона, России и Китая.

По некоторым данным, еще в 2014 году проходили различные встречи представителей так называемых узбекских, таджикских, чеченских, уйгурских, турецких моджахедов на территории афганских провинций Нуристан, Лагман, Кунар, в ходе которых согласовывались маршруты и сроки передислокации центров террористических групп на север Афганистана. Планировалось заранее подготовить центры для их приема в провинциях Бадахшан, Тахар, Кундуз, Баглан, Саманган, Балх, Джузджан и Фарьяб. Расчет был на то, что к весне 2015 г. большинство террористических групп уже будет базироваться на северо-востоке, севере и северо-западе Афганистана и будет готово к весеннему наступлению. Многие члены экстремистских групп были переселены на север Афганистана со своими семьями. По данным афганских источников, только в один Бадахшан было переселено более 170 семей экстремистов.

Таким образом, можно утверждать, что весеннее наступление талибов и других экстремистских группировок против правительственных сил на севере Афганистана было ожидаемо. Постепенно нестабильность из южных провинций перекинулась на север. Если самой нестабильной афганской провинцией в марте 2015 г. являлся Гильменд, то уже в апреле все места в таблице самых нестабильных провинций Афганистана заняли северные территории. По подсчетам аналитиков, рост нестабильности в северных провинциях в апреле по сравнению с мартом составил 150%. Самой нестабильной провинцией в апреле месяце стал Фарьяб, за ним - Кундуз и Бадахшан. В настоящее время вооруженные силы Афганистана, объявив о начале операции «Бадр», ведут боевые действия против вооруженной оппозиции в 14 провинциях страны.

«Запах газа»

В связи со скоплением большого числа экстремистов и террористов на границах ЦА следует выделить несколько аспектов проблемы безопасности для нашего региона.

Геополитический аспект. Как известно, среди многочисленных геополитических моделей XX века особое место заняла концепция хартленда англичанина X.Маккиндера, послужившая отправным пунктом всех последующих дискуссий о глобальном устройстве мира. Согласно этой модели (впервые изложенной автором в 1904 г. в работе «Географическая ось истории» и впоследствии корректировавшейся дважды), планета делится на 4 зоны: 1) «мировой остров», включающий два континента – Евразию и Африку; 2) «сердцевина Земли», или «срединная земля», «стержень Земли» (от heart – сердце и land – земля) – массивная северо-восточная часть Евразии; 3) опоясывающая «сердцевину Земли» группа стран, в которую входят примыкающие к Атлантическому океану страны Западной Европы (включая средиземноморские) и вся Азия, за исключением территорий, вошедших во 2-ю группу; 4) «внешний пояс», в состав которого включаются вся Америка, Южная Африка и Австралия. Географическая ось истории, или «хартленд», – Центральная Азия. Кто владеет Восточной Европой, владеет и «стержнем Земли» (в основном территория бывшего СССР), владелец же «хартленда» является господином «мирового острова», а тот, кто правит «мировым островом», господствует над миром. Согласно этой теории, Центральная Азия в будущем должна стать центром кризиса.

Но это теоретически. В практическом плане более реален второй аспект – идеологический, или религиозный. Этот аспект связан с отношением государств региона к исламу. Сегодня появились различные исламистские группировки, которые хотят воспользоваться моментом для установления исламских порядков, в том числе используя силу. Вывод войск НАТО или изменение их статуса в Афганистане дает им возможность действовать более решительно.

Третий аспект - это соперничество за контроль над путями транспортировки энергоресурсов из стран Центральной Азии и бассейна Каспийского моря. Некоторые аналитики считают, что, если экстремистские группировки обеспечат контроль над дорогой Фарьяб - Бадгис, это будет означать, что их целью является газопровод ТАПИ, создание ажиотажа вокруг этого проекта. Если они будут продвигаться в направлении Мургаба, в сторону Туркменистана, значит ими намечено создание угрозы газопроводу «Восток – Запад» и Транскаспийскому газопроводу.

Активизация экстремистских группировок в этом районе приведет к проблемам в прокладке газопроводов. Следует отметить, что, например, значительные потребности Пакистана в газе обеспечивает Катар. Прокладка ТАПИ ударит по экономическим интересам Катара. С другой стороны, в последние годы Туркменистан обеспечивает значительные потребности Китая в голубом топливе. Строительство четвертой ветки (D) газовой магистрали Туркменистан – Китай планируется завершить в 2016 году. Китай закупает газ в Центральной Азии с 2009 года, действуют три ветки газопровода (A, B и С), берущего начало в Туркмении и идущего через Узбекистан и Казахстан. Китай с Туркменией имеет соглашение об увеличении поставок к 2020 году до 65 млрд кубометров газа, для чего и строится дополнительная, четвертая ветка (D) «Восток – Запад» – через Узбекистан, Таджикистан и Киргизию.

Таким образом, возможно, некие страны не заинтересованы в завершении этих проектов. Отсюда некоторые эксперты в активизации экстремистских группировок на границе с Туркменистаном и чувствуют «запах газа».

Коридоры угроз

Одним из основных коридоров угроз для стран Центральной Азии и России является туркменистанское направление, где длительное время сохраняется напряженность. В провинциях Фарьяб и Бадгис продолжается накопление сил «Талибана» и ИГИЛ. Хотя сообщения о численности членов ИГИЛ самые разные, тем не менее факт наличия боевиков ИГИЛ под черными знамёнами подтверждается органами безопасности и депутатами парламента Афганистана. Наибольшее число игиловцев, талибов, членов ИДУ и других экстремистских группировок находится в уезде Калмар провинции Фарьяб.

В последние 3-4 месяца происходят вооруженные инциденты между боевиками и пограничниками Туркменистана. В феврале 2015 года три туркменских пограничника были убиты талибами. По инициативе Туркменистана на территории Афганистана были организованы отряды вооруженных добровольцев из числа местных этнических туркмен, которые охраняют границу. В октябре 2014 г. Туркменистан начал возведение на участке границы с Афганистаном заграждений, состоящих из нескольких рядов колючей проволоки, для затруднения проникновения афганских боевиков на свою территорию.

Второй коридор угроз для Центральной Азии - афгано-узбекская граница. Однако учитывая, что участок границы Афганистана с Узбекистаном считается одним из наиболее тщательно охраняемых в мире, проникновение боевиков через этот участок границы выглядит довольно затруднительным.

Третий коридор – это афганские провинции Кундуз и Тахар, граничащие с Таджикистаном. В целом Кундузу отводится роль стратегического центра всего Севера страны. Планируется создание центра командования и управления в этой провинции для дестабилизации ситуации в странах Центральной Азии. В отличие от других северных афганских вилайятов, в Кундузе проживает практически одинаковое количество таджиков, пуштунов и узбеков. Кундуз граничит с Таджикистаном, и построенный крупный мост через реку Амударью превращает эту провинцию фактически в ворота из Южной в Центральную Азию. Геополитическое положение Кундуза сформировало и его особый статус в сфере региональной безопасности. С занятием Кундуза в 1998 г. талибы превратили его в самый укреплённый и стратегический район. Несмотря на свои неоднократные намерения, легендарный Ахмадшах Масуд так и не решился на штурм Кундуза.

В октябре 2009 года, в разгар президентской кампании Хамид Карзай заявил, что у афганских властей имеются данные о том, что вооруженные боевики на Север страны перебрасываются на неизвестных вертолетах. Спустя несколько дней после выступления президента Карзая губернатор Кундуза Мохаммад Омар заявил, что некоторые командиры талибов выходят на контакты с британцами через пакистанскую Межведомственную разведку (ISI).

Как и в 2009 г., сегодня поступают сведения о переброске террористов в район Кундуза. Пока только наземной. Недавнее выступление экстремистов в Кундузе и военная операция правительственных войск ИГА против них свидетельствуют о скоплении наряду с талибами большого числа членов террористических групп неафганского происхождения. Председатель нижней палаты афганского парламента Абдулрауф Ибрахими заявил, что Кундуз стал нестабильной провинцией и превращается во второй Северный Вазиристан. В апреле талибы объявили о начале операции под названием «Азм». Кундуз действительно был на грани падения. По некоторым данным, 65% территории Кундуза перешли под контроль экстремистов. Правительственные силы хотя и приостановили наступление талибов, но угроза для провинции сохраняется.

Четвертый коридор угроз для стран Центральной Азии, России и Китая идет через афганский Бадахшан. Эта провинция также имеет важнейшее геополитическое значение. Афганский Бадахшан имеет общую границу с Таджикистаном, Пакистаном и СУАР Китая. Провинция богата драгоценными камнями - лазуритом, рубинами и т.д. Через Ваханский коридор в Китай проходит Шелковый путь. Существуют тропы перехода боевиков в Бадахшан из Пакистана. Из Бадахшана через Панджшер имеется проход и к Кабулу, отсюда боевики могут непосредственно угрожать столице. Таким образом, в геополитическом и геостратегическом плане контроль над этой провинцией очень важен.

Часть аналитиков в дестабилизации обстановки в Бадахшане видят экономические причины. Автодорожный участок Кишм - Ишкашим является кратчайшим маршрутом для выхода на китайский рынок, и Афганистан заинтересован в его открытии, однако сложившаяся ситуация пока не позволяет продолжать строительные работы. Отдельные афганские источники считают, что некоторые внешние игроки не заинтересованы в реализации проекта и создают атмосферу нестабильности в этих районах.

Как бы то ни было, в некогда стабильную провинцию сегодня проникли различные террористические группировки. Многие боевики переселились сюда из Северного Вазиристана со своими семьями. Они уже контролируют транспортные пути и населенные пункты в уездах Вардудж, Бахорак, Рог, Джурм и т.д. Отмечается, что в недавнем нападении вооруженных экстремистов в Бадахшане участвовали и 250 человек под черным знаменем ИГ. Это сигнал, как для Таджикистана, так и для других стран ЦА и Китая.

(Из выступления на круглом столе «Новые вызовы в сфере безопасности в Центральной Азии». Печатается в сокращении)
Источник: http://news.tj

обсудить

Материалы по теме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Кто разыгрывает «афганскую карту»?

Кто разыгрывает «афганскую карту»?
19.03.2024


Март 2024 (1)
Февраль 2024 (26)
Январь 2024 (13)
Декабрь 2023 (24)
Ноябрь 2023 (3)
Октябрь 2023 (67)
ГБАО, ДТП, Душанбе, Исфара, Культура, Куляб, МВД, МВД Таджикистана, Мегафон, Навруз, ООН, ПИВТ, Президент, Рахмон, Рогун, Россия, США, Согд, Таджикистан, Узбекистан, Хорог, Худжанд, Эмомали Рахмон, банк, бензин, встреча, выставка, конкурс, мигранты, налоги, наркотики, праздник, президент Таджикистана, сотрудничество, спорт, суд, туризм, фестиваль, футбол, экономика

Показать все теги


© 2011-2023 «Независимое мнение». Таджикский агрегатор новостей. Все новости Таджикистана на одном сайте.
Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.

Экспорт новостей Наши новости в Twitter Мы ВКонтакте Страница на Facebook

Ключевые слова: новости Таджикистана, Таджикистан новости сегодня, Таджикистан новости 2012, последние новости Таджикистана, новости дня Таджикистана, новости, Таджикистан сегодня, независимое мнение, экономика Таджикистана, политика Таджикистана, общество Таджикистана, депутаты, журналисты, СМИ