29.03 07:01
Привет, гость
 

Совет примиривший, но не помиривший

04.04.2016, 10:06
9 апреля 1996 года состоялось первое заседание вновь образованного Общественного совета, цель которого была способствовать установлению мира в стране. Спустя годы о совете заговорят как об утратившем силу, а один из его участников будет объявлен врагом.

В своем относительно коротком выступлении на первом заседании Общественного совета президент Эмомали Рахмон заявил, что со дня подписания Договора об общественном согласии прошел всего один месяц, но за этот короткий период под документом поставили свои подписи руководители более 50 общественных и политических организаций Таджикистана.

В ходе своего выступления он отметил, что этот важный исторический документ получил высокую оценку не только в Таджикистане, но и за рубежом, в том числе Договору об общественном согласии высокую оценку дал Генсек ООН Бутрос-Гали.

В тот же день на базе Договора об общественном согласии был образован Общественный совет, председателем которого избрали самого Э.Рахмона, который подчеркнул, что новая организация будет играть важную роль в установлении мира в Таджикистане.

Рахмон также добавил, что, учитывая стремление таджикского народа к миру, ряд выдающихся представителей культуры и науки передали свое Обращение через ООН лидерам таджикской вооруженной оппозиции с просьбой признать данный Договор.

По всей видимости, идея создания Общественного совета возникла раньше. Во всяком случае к концу 1995 года уже было известно, что в ближайшее время общественные и политические организации подпишут Договор об общественном согласии.

Но идею принятия подобного документа президент Рахмон озвучил лишь 1 марта 1996 года во время встречи с руководителями политических партий, общественных объединений, творческих научных организаций, обществ национальных меньшинств.

Глава государства, обращаясь к присутствующим, тогда сказал:

- …Одна из причин нашей встречи сегодня - это обмен мнениями о дальнейших действиях. Может быть, мы создадим какой-нибудь документ о мире и согласии между таджикистанцами. Об этом нам надо всесторонне подумать.

Шокирджон Хакимов, заместитель председателя Социал-демократической партии, утверждает, что последний вариант Договора об общественном согласии редактировала небольшая группа, в которую входили академики-обществоведы - М.Осими, М.Диноршоев, старший советник президента С.Сафаров, а также он сам.

- Мы работали над текстом несколько дней на правительственной даче; после того как добились консенсуса, подготовленный текст поддержали общественные объединения, разумеется в результате дискуссий.

Основными задачами Общественного совета являются:

- обеспечение постоянного диалога между различными общественно-политическими силами для нахождения баланса интересов и мнений, развития идеологического плюрализма и многопартийности;

- осуществление экспертных оценок и анализа социально-политического и экономического состояния общества и происходящих перемен в нем;

- разработка программ, концепций и предложений, направленных на достижение гражданского мира и общественного согласия в Таджикистане.

Несколько лет назад Виктор Ким, член Общественного совета РТ, заявил, что Договор об общественном согласии в Таджикистане имеет историческое значение не только потому, что это была инициатива президента РТ Эмомали Рахмона, но прежде всего по трём причинам.

Первое, глава государства пошёл на неординарный шаг, привлекая к миротворческому процессу гражданское общество в условиях военного времени. На такой шаг мог решиться только один человек в республике, который искренне верил, что мир может быть достигнут только общими усилиями.

Второе, договор кардинально изменил межтаджикский переговорный процесс, и уже через год, 27 июня 1997 года, было подписано Общее соглашение о мире и национальном согласии.

Третье, договор выдержал испытание временем. Несмотря на то, что поводов для конфликтов между сторонами возникало много, все участники Договора ответственно подходили к сохранению общественного согласия в республике.

Чтобы сохранить мир

Следует отметить, что впервые на постсоветском пространстве Договор об общественном согласии был подписан в конце апреля 1994 года в России.

Среди историков нет единого мнения по данному поводу. Одни считают, что подписание Договора было своего рода попыткой политического перемирия со стороны российского президента Бориса Николаевича Ельцина, который в октябре 1993 года расстрелял из танков Верховный Совет России.

Согласно другой версии, Борис Ельцин решил таким образом амнистировать своих политических противников, включая руководителей ГКЧП, а также спикера Верховного Совета России Р.Хасбулатова и его сподвижников.

В преамбуле российского договора отмечалось, что России как никогда необходимо общественное согласие, так как задачи, стоящие перед обществом, слишком сложны и трудны, поэтому не стоит расточать силы в политическом противоборстве.

В документе подчеркивалось, что общая цель – сделать Российскую Федерацию процветающим государством, пользующимся высоким авторитетом на международной арене, государством, в котором живут свободные люди, гордые своей историей, своим настоящим, уверенно смотрящие в будущее.

«Достичь ее можно лишь на путях общественного согласия, складывающегося на основе уважения достоинства человеческой личности, различных политических убеждений, национальных, культурных и религиозных традиций», - говорилось в документе.

Договор об общественном согласии в России возник в условиях серьезного политического и экономического кризиса. Борису Ельцину удалось предотвратить гражданскую войну.

Тем временем, несмотря на все заявления официальных лиц об окончании межтаджикского конфликта, гражданская война в Таджикистане принимала затяжной характер, и 1995 год был не самым удачным годом для правительства, чтобы объявить о создании подобного совета.

В апреле 1995 года президент Ислам Каримов, самый непримиримый противник таджикских исламистов, сделал неожиданный ход, которого никто не ждал. Особенно в коридорах власти в Душанбе.

Узбекский лидер, один из главных оплотов конституционной власти до недавнего времени, в Ташкент приглашает делегацию таджикской вооруженной оппозиции и принимает ее на высоком уровне.

В те же дни вооруженная группировка таджикских исламистов под командованием эшони Джунайда разгромила казахстанский батальон из состава миротворческих сил на востоке Таджикистана.

В результате было убито около 20 казахстанских миротворцев. Это вызвало сильное недовольство в казахстанском обществе. Особенно недовольными были противники присутствия казахстанского батальона в Таджикистане.

Много противников присутствия 201-й дивизии в Таджикистане было и в российском обществе. Они говорили, что не понимают, почему российские солдаты погибают у берегов таджикского Пянджа.

Эволюция взглядов в отношении гражданской войны в Таджикистане произошла также у других лидеров стран СНГ, о чем свидетельствовала их позиция на Алма-Атинском и Минском саммитах глав государств Содружества.

Скорейшего подписания мирного договора с вооруженной оппозицией теперь предлагал не только И.Каримов, но и Назарбаев и Ельцин.

На Московском саммите в январе 1996 года, как сообщала московская пресса, Борис Ельцин предупредил таджикские власти о том, что его страна продлевает на последние полгода срок присутствия миротворческих сил в Таджикистане.

Согласие без оппозиции

Вот в таких условиях официальный Душанбе подготовил Договор об общественном согласии. Первая реакция таджикской вооруженной оппозиции была резко негативной.

«Подписав Договор об общественном согласии, власти в Душанбе предприняли очередную акцию, которая «должна убедить мировое сообщество в том, что режиму удается найти общий язык со всеми общественными и политическими организациями», - написала «Независимая газета» буквально через несколько дней после подписания документа.

Российская газета также отмечала, что от Демократической партии договор подписал актер Хабибулло Абдураззаков, «не уполномоченный на это ни прежним председателем Шодмоном Юсуфом, ни новым руководством партии».

Более того, в статье утверждалось, что отсутствие среди подписавших договор оппозиционных партий и движений сводит на нет саму идею «общественного согласия».

«Прежде всего потому, что из представленных в договоре партий, кроме Коммунистической, остальные созданы во времена правления Эмомали Рахмонова», - писала «Независимая газета».

Спустя много лет один из лидеров вооруженной таджикской оппозиции Ходжи Акбар Тураджонзода в интервью «Азии-Плюс» заявил:

- Общественный совет Таджикистана был создан правительственными кругами против Объединенной таджикской оппозиции в самый разгар гражданского противостояния в нашей стране. Его созданием власти хотели показать всему миру, что в Таджикистане многие представители политических партий, гражданского общества, религиозные деятели являются сторонниками конструктивного и мирного диалога с властями.

Ш. Хакимов, первый секретарь-координатор данной организации, считает, что в то время для политического руководства Таджикистана Общественный совет был своего рода альтернативной площадкой в противовес Верховному совету, поскольку практически все общественно-политические силы входили в него и имели возможность высказывать свои соображения по актуальным вопросам непосредственно главе государства.

После подписания Общего соглашения о мире Партия исламского возрождения Таджикистана вошла в состав Общественного совета, но спустя годы, в 2010-м, вышла из него вместе с Демократической партией в знак протеста. В прошлом году ПИВТ была объявлена партией войны, а позже по решению Верховного суда признана экстремистско-террористической и запрещена.

Президент Рахмон в ходе своего выступления, посвященного 15-летию Общественного совета, относительно этих двух партий заявил: «Они не смогли работать в Общественном совете, где все партии и организации могут свободно и демократично выражать свое мнение. Их интересы были ограничены, и основная их цель была выступать против Общественного совета. Особенно их участию противоречила их идеология, они здесь… считаются чужими».

Единственная партия из семи ныне существующих, которая никогда не входила в состав Общественного совета, – это Социал-демократическая.

Несколько лет назад в интервью радио «Озоди» председатель партии Рахматилло Зойиров заявил, что «в Общественном совете сегодня отсутствуют реальная демократия и плюрализм мнений, которые гарантированы Конституцией».

По словам Р. Зойирова, программу проведения заседаний разрабатывают в аппарате президента, без согласования с членами совета, поэтому «в таком виде он Таджикистану не нужен».

Мнение председателя СДПТ разделяют не все, особенно сторонники самого Общественного совета, которые на днях будут отмечать его 20-летие.

Но сейчас, без участия в Общественном совете оппозиционных партий и движений, вся идея «общественного согласия», которая долгие годы питала и поддерживала работу совета, может быть действительно сведена на нет.
Источник: http://news.tj

обсудить

Материалы по теме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Совет примиривший, но не помиривший

Совет примиривший, но не помиривший
29.03.2024


Март 2024 (1)
Февраль 2024 (26)
Январь 2024 (13)
Декабрь 2023 (24)
Ноябрь 2023 (3)
Октябрь 2023 (67)
ГБАО, ДТП, Душанбе, Исфара, Культура, Куляб, МВД, МВД Таджикистана, Мегафон, Навруз, ПИВТ, Президент, Рахмон, Рогун, Россия, США, Согд, Таджикистан, Узбекистан, Хорог, Худжанд, Эмомали Рахмон, банк, бензин, бизнес, встреча, выставка, конкурс, мигранты, налоги, наркотики, праздник, президент Таджикистана, сотрудничество, спорт, суд, туризм, фестиваль, футбол, экономика

Показать все теги


© 2011-2023 «Независимое мнение». Таджикский агрегатор новостей. Все новости Таджикистана на одном сайте.
Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.

Экспорт новостей Наши новости в Twitter Мы ВКонтакте Страница на Facebook

Ключевые слова: новости Таджикистана, Таджикистан новости сегодня, Таджикистан новости 2012, последние новости Таджикистана, новости дня Таджикистана, новости, Таджикистан сегодня, независимое мнение, экономика Таджикистана, политика Таджикистана, общество Таджикистана, депутаты, журналисты, СМИ