19.04 07:20
Привет, гость
 

К. Абдуллаев: Ради мира стоит смириться с несправедливостью

13.03.2015, 09:13
С начала 90-х годов Таджикистан по разным причинам покинули сотни тысяч граждан разных национальностей, и сегодня их можно встретить в десятках стран мира.

Известный таджикский ученый-историк Камол АБДУЛЛАЕВ рассказал о том, как достигался мир в Таджикистане и что ставилось тогда на весы.

- Известно, что в 90-е годы Вы принимали самое непосредственное участие в процессе примирения воюющих сторон в Таджикистане, только почему-то о Вашем участии сегодня мало кто вспоминает. Можно ли использовать таджикский опыт примирения на юго-востоке Украины?

- Да, мое участие в примирении началось ровно 22 года назад (в феврале 1993-го), когда мы с коллегами из Вашингтона и Москвы начали т.н. «Дортмундский диалог», который начался годом раньше переговоров на официальном уровне. Мы имеем один из редких успешных примеров миротворчества в новейшей истории, за который наш народ заплатил десятками тысяч жизней. И наш опыт может быть востребован - я имею в виду события на юго-востоке Украины и в других точках, в том числе в Афганистане. Какие они, уроки мира и войны в Таджикистане? Попробую отметить их вкратце.

Во-первых, таджикский конфликт закончился наиболее предпочтительным окончанием любой гражданской войны, а именно - соглашением. То есть стороны не «довоевали» до конца, а, прервав конфликт, стали договариваться, без выяснения, кто виноват, а кто нет и кто на самом деле победитель, а кто - проигравший. Сначала проявили безумие, стреляя друг в друга, но затем показали благоразумие и остановились. Достигли компромисса, а это - основа любой политики и повод для оптимизма на будущее. В этом отличие таджикской гражданской войны 1990-х от Гражданской войны в России и борьбы с басмачеством, которые закончились поражением одной из сторон и в которых победа далась ценой тысяч жизней, которые можно было спасти.

Второе достижение - это отказ от «поисков правды» и применения насилия во имя торжества какой-то идеологии. Переходя от войны к миру, мы презрели идеологию, как удел только определенной части общества. и отдали предпочтение гуманизму, как основополагающей идее человечества, ставящей превыше всего жизнь человека. Любая идеология страдает неполнотой, идеологий может быть много, а гуманизм - один для всех. Стабильность и гражданский мир в обществе важнее справедливости, которая трактуется не всеми одинаково. Здесь проявился суннизм таджиков, который ставит порядок и стабильность выше идеального правления.

- Трудно было отказаться от приоритетов идеологий?

- Мы не стали спорить и доказывать с оружием в руках, у кого лучше и правильнее идеалы - у исламистов ли, националистов или коммунистов. Ничто не совершенно, а движение к идеалу - долгий процесс. Терпение и выдержка - высшие благодетели, и ради мира и сохранения человеческой жизни стоит смириться с тем, что нам кажется несправедливым. Примерно к этому призывал покойный Саид Абдулло Нури. Во всяком случае, я именно так его понимал. Кстати, такая позиция совпадает с Уставом ООН, которая призвана устанавливать мир, не становясь на ту или другую сторону конфликта

Третье заключение вытекает из первых двух. Мы, с помощью спонсоров мирного процесса, ООН, избрали подход «безопасность прежде всего». Была поставлена реалистическая, заранее ограниченная цель - достичь «негативного мира», то есть остановить масштабные военные действия. Не больше.

Это можно было сделать, допустив к столу переговоров только тех, кто имеет оружие и применяет его. Вы помните, у нас даже т.н. «третью силу» (представителей Северного Таджикистана) не включили в договорный процесс. Не говоря о русской (или русскоязычной) общине. По той простой причине, что ни у северян, ни у русских не было своих вооруженных отрядов и они не могли нарушить мир в случае их исключения из процесса.

Если бы пригласили тогда всех их к столу и дали равные права с теми двумя силами, у которых были войска, - не видели бы мира и поныне. Такого рода «мирные процессы», с включением в них большого числа равноправных участников, идут годами в Африке - и безрезультатно.

- Насколько я помню это время, процесс примирения в Таджикистане временами напоминал политический торг?

- В этом смысле у нас был недемократичный, непрозрачный и даже персонифицированный (когда все решали два человека) мирный процесс. Порой он выглядел как банальный дележ власти между двумя «партиями войны». Зато, повторяю, такой подход привел к ожидаемому эффекту, так как он остановил войну как массовое убийство мирных граждан. Если всё поставить на весы, то окажется, что от такого мира выиграли все, включая тех, кто был исключен. Сотни тысяч жизней были спасены, и мир был обеспечен на ближнюю и отчасти среднюю перспективу.

Следующий, четвертый урок в том, что в Таджикистане людей с оружием, полевых командиров с их «частными» армиями, и их союзников, эгоистичных гражданских политических «брокеров», удалось вывести из «красной зоны» массовых убийств в «серую зону» прибыльного, пусть порой и незаконного, бизнеса, с дальнейшей перспективой участия в открытой политической конкуренции и в выводе их бизнеса из тени в легальное поле.

Совершенно очевидно было, что полностью от них избавиться не удастся и что без видимой для себя выгоды (в виде власти, ресурсов, налоговых льгот и пр.) они ни за что не сложат оружия. Потому им была предложена более выгодная перспектива, при которой они могли поддерживать свой привилегированный статус, не прибегая к насилию против населения.

Пятое. Тех, у кого была потенциально опасная и неконституционная идеология, склонная к радикализму и насилию, удалось втянуть в правовое поле, заставить играть по правилам легальной политики - сбривать бороды, открывать офисы, участвовать в выборах. Подтолкнуть их тем самым к умеренности, а может, и к пересмотру заявленных вначале радикальных программных установок. Вы догадались, наверное, - я имею в виду исламистов.

Поразительно, но Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) сегодня представляет собой мирную партию, которая пытается выжить в светской политической системе, скроенной по западному образцу. А Исламское движение Узбекистана (ИДУ), которое возникло некогда в недрах ПИВТ, стало частью мирового террористического подполья. Политический ислам в Таджикистане, его трансформация - это отдельная и большая тема…

Таким образом, таджикский мир имеет ряд достижений, но в то же время немало и слабых мест, которые проистекают из его сильных сторон. Обсуждение их требует отдельного разговора…
Источник: http://news.tj

обсудить

Материалы по теме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
К. Абдуллаев: Ради мира стоит смириться с несправедливостью

К. Абдуллаев: Ради мира стоит смириться с несправедливостью
19.04.2024


Апрель 2024 (12)
Март 2024 (1)
Февраль 2024 (26)
Январь 2024 (13)
Декабрь 2023 (24)
Ноябрь 2023 (3)
ГБАО, ДТП, Душанбе, Исфара, Культура, Куляб, МВД, МВД Таджикистана, Мегафон, Навруз, ООН, ПИВТ, Президент, Рахмон, Рогун, Россия, США, Согд, Таджикистан, Узбекистан, Хорог, Худжанд, Эмомали Рахмон, банк, бензин, встреча, выставка, конкурс, мигранты, налоги, наркотики, праздник, президент Таджикистана, сотрудничество, спорт, суд, туризм, фестиваль, футбол, экономика

Показать все теги


© 2011-2023 «Независимое мнение». Таджикский агрегатор новостей. Все новости Таджикистана на одном сайте.
Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.

Экспорт новостей Наши новости в Twitter Мы ВКонтакте Страница на Facebook

Ключевые слова: новости Таджикистана, Таджикистан новости сегодня, Таджикистан новости 2012, последние новости Таджикистана, новости дня Таджикистана, новости, Таджикистан сегодня, независимое мнение, экономика Таджикистана, политика Таджикистана, общество Таджикистана, депутаты, журналисты, СМИ